Программа действия: 1. Пристально смотреть на цветной фон. 2. Перевести взгляд на белый фон. 3. Исследуемый отмечает наличие "следа" от предыдущего раздражения на сетчатке в виде последовательного образа. 4. Проделать то же с таблицами различных цветов.
Ориентировочные основы действия: Смотреть на объект в течение 40 сек. При длительном действии лучей определенной длины волны, в колбочках происходит расщепление светочувствительного вещества. В результате из белого цвета вычитается тот, который действовал на глаз до этого. Возникает ощущение дополнительного цвета.
Эталон ответа: Формирование последовательных образов также объясняется феноменом последействия в зрительных нервных центрах.
Задание 4. Исследование световой чувствительности методом адаптометрии.
Программа действия: 1. Исследуемый садится на стул и прижимает лицо к резиновой полумаске адаптометра. 2. Переключатель переводится в положение "ШАР" и одновременно включается секундомер. 3. Исследуемый смотрит на освещенную поверхность шара. 4. По истечении двух минут лампа, освещающая шар, выключается, включается секундомер, заслонка отводится в сторону, ставится в положение "откр." 5. Как только исследуемый скажет, что заметил объект, отмечается время и секундомер ост вдавливается.
Ориентировочные основы действия: Закрывать глаз не разрешается. Исследуемого следует предупредить, что после выключения света в шаре, он должен смотреть на красную фиксационную точку и указать момент, когда он заметит появление светлого пятна, а после этого назвать его форму. Лица, обладающие нормальным зрением, при плотности 1,1 замечают объект не более чем через 45 секунд.
Эталон ответа: Адаптометрия позволяет оценить время и качество световой и темновой адаптации.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций
в учебное время
Тестовый контроль
1. Горизонтальные и амакриновые клетки:
1) обеспечивают распространение возбуждения; 2) тормозят распространение возбуждения; 3) не влияют на распространение возбуждения