Для получения достоверной графической и аналитической информации о наличии, составе, местоположении и параметров режимных и режимообразующих объектов на территории района или конкретных землепользований выделяются зоны с особым режимом использования (ЗОРИЗ). Они устанавливаются с учетом типов и характеристик таких объектов и установления ограничений в использовании земельных угодий для формирования системы управления земельными ресурсами, отвечающей условиям рыночной экономики и позволяющей организовать безопасное землепользование.
Различают ограничения хозяйственной деятельности, установленные на территории режимного объекта, и ограничения хозяйственной деятельности, установленные по причине наличия режимообразующего объекта.
Режимный объект - это объект, на территории которого установлен особый режим землепользования (природопользования);
режимообразующий объект — это объект, вокруг (вдоль) которого установлен особый режим землепользования (природопользования). В качестве режимообразующего может выступать и режимный объект (табл.).
|
|
Вокруг режимообразующих объектов устанавливаются территориальные зоны с особым режимом использования земель (ЗОРИЗ): для земельных участков, находящихся в их границах, устанавливаются особые правовые режимы использования земли, как правило, в виде прямых запрещений, либо ограничений определенных видов хозяйственной деятельности. Выделяют около 10 разных типов зон с особым режимом использования земель для режимообразующих объектов: охранная зона, зона охраняемого природного ландшафта, зона санитарной охраны, водоохранная зона и прибрежная защитная полоса, запретный район и запретная зона, санитарно-защитная зона, зона ограниченной застройки, зона минимальных расстояний, шумовая зона (табл. 2).
|
Рисунок7. Особо охраняемые природные территории Саратовской области.
Зоны особого режима использования земель - территории с особым режимом землепользования (природопользования), выделяемые на основании правоустанавливающих или нормативных документов.
Особый режим использования земель –режим землепользования (природопользования), ограничивающий те или иные виды хозяйственной или правовой деятельности на территории в пределах определенных границ. В целях обеспечения сохранности и защиты от неблагоприятного антропогенного воздействия режимных и режимообразующих объектов либо защиты населения от вредного воздействия режимообразующих объектов. Особый режим использования земель задается системой запретов либо ограничений тех видов деятельности. Которые не совместимы с целями установления ЗОРИЗ.
|
|
На одном участке может быть установлено несколько ограничений и обременении, а также охранных зон, которые отображаются на карте (плане) земельного участка и в договоре о сервитуте и других документах.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся:
-охранные зоны;
-санитарно-защитные зоны
-зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (объекты культурного наследия);
-водоохранные зоны;
-зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
-зоны охраняемых объектов;
-иные зоны.устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таблица2
Охранные зоны— территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
Цели выделения зон с особыми условиями использования территорий: обеспечение условий для жизни и деятельности общества, создание необходимых условий для эксплуатации режимных и режимообразующих объектов, сохранение и воспроизводство отдельных ресурсов, установление ограничений земельных участков — обеспечение рационального и эффективного их использования.
Задачи выделения зон с особыми условиями использования территорий: сохранение естественной природной среды, природных комплексов, их отдельных компонентов на основе рационального природопользования, восстановление, воспроизводство всех видов природных ресурсов и ландшафтов в целом, экологическое просвещение населения, создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов, обеспечение технологического процесса режимных и режимообразующих объектов.
Земельные участки, которые находятся в зоне действия режимообразующих объектов, можно классифицировать как:
- находящиеся внутри особо охраняемых территорий и объектов;
- примыкающие к особо охраняемым территориям и объектам;
-находящиеся вблизи вредных производств;
-находящиеся в зонах перспективной застройки;
-находящиеся в зонах разведанных полезных ископаемых, торфа и подземных вод;
- по которым проложены различные коммуникации.
Таблица 3
Решить указанные выше позиции можно, пройдя по следующим этапам:
-установить и определить картографически и на местности (в натуре) границы территорий с особым режимом использования территорий;
-зафиксировать их количественное и качественное состояние;
-определить конкретные признаки режима (условий) использования указанных территорий;
-установить такую зону на территории с особыми условиями использования территорий;
-государственный кадастровый учет зон с особыми условиями использования территорий;
-установить конкретную правовую ответственность за нарушение режима использования этих территорий;
-установить конкретную экономическую (налоговую) ответственность за эксплуатацию объектов на этих территориях, а также стоимостную характеристику таких земель.
Установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведений.
|
|
Сведения о зонах вносятся в кадастр недвижимости в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618.Участниками информационного взаимодействия являются соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако в ряде случаев лицами, заинтересованными во внесении в кадастр сведений о зонах, являются правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации, которыми устанавливаются соответствующие зоны (заинтересованное лицо). В связи с этим документы, необходимые для внесения в кадастр сведений о зоне, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным лицом.
Вопросы для самоконтроля