Алексия -полная невозможность овладения процессом чтения.
Дислексии - частичное нарушение процесса чтения.
Аграфия - полная невозможность овладения процессом письма.
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма.
Классификация дислексии и дисграфии носит анализаторный характер (т.е. клинические проявления нарушения письменной речи обусловлены поражением речеслухового, речедвигательного и речезрительного анализаторов).
Помимо анализаторного подхода в классификации учитываются нарушения подсистем речевой функциональной системы (лексико-грамматической или фонетико-фонематической).
По анализаторному принципу выделяются формы дисграфии:
1. артикуляторно-аккустическая дисграфия.
В устной речи наблюдаются нарушения звукопроизношения и нарушения фонематического слуха. На письме специфические ошибки, например: если ребёнок не произносит звук и не выделяет его фонематически, то во время письма не может определить необходимую графему (например: р ыба - _ ыба). Если звук в устной речи отсутствует, то на письме возникают ошибки характера пропуска букв. Если в устной речи один звук заменяется другим, то на письме будут ошибки характера замены букв (например: р ыба- л ыба).
|
|
2. аккустическая дисграфия - недоразвитие речеслухового анализатора.
У детей нарушен фонематический слух, не дифференцируют фонемы по акустическим признакам (с-ш; з-ж; с-ц г-ш; л-р, и др. Например: ми ш ка-ми с ка). На письме ошибки характера замены букв.
3. оптическая дисграфия – недоразвитие речедвигательного анализатора.
Дети смешивают буквы по их оптическому облику, т.е. по схожим элементам (например: и-ш; к-н; о-е; у-з-д; ц-щ).
4.дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – обусловлена недоразвитием лобных долей коры головного мозга левого полушария.
У детей нарушены фонематический анализ и фонематический синтез: два вида простого фонематического анализа (выделение звука на фоне слова; выделение звука из слова); три вида сложного фонематического анализа (позиционный анализ; определение последовательности; количественный анализ); два вида фонематического синтеза. В письменной речи пропуски букв, слогов, слов, пропуски предлогов, слитное написание частиц и союзов со словами, раздельное написание приставок в словах, не соблюдение границ предложения (не пишут с заглавной буквы, не ставят в конце точку).
5.аграмматическая дисграфия – обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи.