Конкретные функции управления |
________________________!__________________________________
!!!!
Управление маркетингом | Управление производством | Управление финансами |
!!!
Планирование | Планирование | Планирование |
!!!
Организация | Организация | Организация |
!!!
Мотивация | Мотивация | Мотивация |
!!!
Контроль | Контроль | Контроль |
Перечень таких функций зависит от перечня объектов управления и уровня декомпозиции самих функций. Например, в качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты, что позволит выделить такие функции, как:
1) Функции управления ресурсами. Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно выделяют конкретные функции:
- управление запасами;
- управление финансами;
- управление персоналом и т. д.
2) Функции управления процессами. В любой организации протекает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления:
-управление материально-техническим снабжением;
-управление основным производством;
-управление вспомогательным производством;
-управление обслуживающим производством;
-совершенствование управления;
- управление сбытом;
- управление маркетингом и т. д.
3) Функции управления результатами. К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т. д. Соответственно выделяют конкретные функции:
- управление качеством;
-управление производительностью;
-управление затратами, прибылью и т. д.
Реализация специальных функций управления осуществляется с помощью общих функций. В практическом плане общие и конкретные функции управления находятся в неразрывном единстве и могут выполняться одними и теми же функциональными подразделениями.
Можно рассмотреть наложение общих функций управления на функциональные области менеджмента: стратегическое управление, маркетинг, инновационный менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление производством, которые выделились в процессе разделения труда в управлении в качестве самостоятельных участков работ. Это тоже даст представление о совокупности и роли конкретных функций в процессе управления.
5.2. Содержание работы руководителя на этапе организации:
-создание гибкой организационной структуры, соответствующей особенностям предприятия и действующим внешним факторам;
-информирование подчиненных о целях, стоящих перед организацией и починенным коллективом, четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;
-обеспечение всеми видами ресурсов в соответствии с нормативами и объемами работ;
-делегирование управления;
-разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;
-соблюдение принципа единоначалия;
-выбор ответственных за программы и конкретных исполнителей;
-доведение до ответственных за программы и исполнителей задач, сроков, норм, связи, подчиненности и прочих требований;
-доведение до ответственных за реализацию программ и исполнителей показателей их работы и ответственности;
-инструктирование ответственных за программы и исполнителей;
-координация и согласование усилий в процессе выполнения работы;
-соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на основе соглашения между организацией и ее работниками;
-наблюдение за выполнением программ, предупреждение ошибок и недоразумений;
-подготовка резерва управленческих кадров;
-обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка;
-поддержание условий труда, охраны труда и пожарной безопасности согласно установленным требованиям;
-разработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ;
-широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений;
-поощрение инициативы работников;
-создание благоприятного психологического климата в коллективе;
-эффективное и гибкое стимулирование работников: справедливое материальное вознаграждение по результатам труда – заработная плата, премии за высокие результаты и т. п.;
-обеспечение социальных льгот – медицинское обслуживание, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;
-моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чествование;
-признание личностной значимости сотрудника – уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным;
-обеспечение возможности личностного роста, продвижения в карьере;
-обеспечение требовательности к дисциплине и качеству труда;
-обеспечение обоснованности, справедливости наказания;
-обеспечение конструктивности в разрешении конфликтных проблем;
-создание атмосферы конкуренции, соревнования.