То, что было сказано выше о журналистах и производстве текстов новостей, может относиться, с соответствующими изменениями, и к читателям и к их восприятию текста. Мы подчеркивали, что тексты новостей, так же как их производство и понимание, предполагают наличие большого количества общих социальных репрезентаций, включая отдельные убеждения и идеологические установки. Читатели, конечно, меньше знакомы с профессиональными привычками, особенностями мировоззрения и ценностными ориентациями журналистов; но имплицитно им всё же известна некоторая часть этих характеристик: читатели интерпретируют тексты, в которых эти установки и Ценности выражены или указаны в неявной форме. Принятое журналистами определение новостей таким образом косвенно воспроизводится и читателями, которые были бы удивлены (и, возможно, сопротивлялись бы) коренным изменениям в выборе, содержании или стиле сообще-' ний-новостей. Для когнитивного анализа общения посредством таких текстов особенно важной представляется Конструируемая читателями модель того события, кото-Рое отражено и эффективно представлено в тексте сооб-
щения. Очевидно, модель события, сконструированная индивидуальным читателем, не будет полностью совпадать с моделью этого события, имеющейся у журналиста, или той моделью, которую он хотел бы создать у читателя. Индивидуальные модели и различия в социальных репрезентациях могут привести к различной интерпрета-( ции новостей, то есть к различным моделям. И опять под-ч'^еркнем, что такие вариации ограниченны, ибо рамки интерпретации у большинства читателей задаются социальными репрезентациями, которые предопределяют единую точку зрения.
ВЫВОДЫ
В этом кратком очерке проблем социального познания и его важности при анализе сообщений-новостей как явления массовой коммуникации мы наметили связи, которые неизбежно существуют между такими сообщениями, их структурами, процессами их производства и восприятия, описали деятельность создателей новостей (newsmakers), влияние социальных репрезентаций на производство новостей и их понимание, пытались выявить социальный статус тех, кто занимается выпуском новостей, и связи между ними, институциональные и другие структурные взаимоотношения. При таком анализе создание новостей оказывается процессом, совмещающим в себе социальные и когнитивные акты и стратегии. Поэтому дать явное и объективное определение производства новостей и их потребления довольно трудно: ограничения, накладываемые родовой или расовой принадлежностью, классовыми или институциональными различиями, не могут иметь непосредственного отражения на уровне топиков, структур или стилистических характеристик. То же можно сказать и о таких параметрах, как влиятельность той или иной группы, ее интересы, идеология. Если мы описываем связи, например между выбором топика и интересами автора-журналиста (мужчины, представителя белого населения, живущего на Западе), мы делаем это как упрощение на макроуровне.
Теоретическое и эмпирическое описание еще более сложно (хотя иногда необходимо упростить описание в риторических или дидактических целях или в целях логичности изложения). Так, основной цепочкой связей в общей сети является следующая: сообщение-новости «-» структуры новостей <-» когнитивная обработка и репрезентация
152 '
(производство Или интерпретация) таких структур новостей социальными субъектами <-> построение модели и ее обновление <-» социальные репрезентации социальных субъектов как членов групп (сценарии, установки, идеологическая ориентация) <-> производство новостей как социальное взаимодействие (сбор новостей, принятие решения, реальное производство газеты) <-> межгрупповые связи между журналистами и другими группами и их участниками (например, группой элиты) <->• внутриинсти-туциональная деятельность, правила, цели и стратегии в организации новостей <-» внешние цели и интересы (^организации новостей как частных, так и государственных корпораций «-» установленные отношения между институтом средств массовой информации и другими институтами (например, государством, правительством, парламентом, деловыми кругами, профсоюзами и т. п.) <-> и, наконец, место института средств массовой информации в истории и в культуре и его связи с другими институтами.
Эта цепочка связей не исключает других связей и отношений между элементами этой общей сети. Например, макроструктурные отношения на начальном уровне могут быть определены в отвлеченных социоэкономических терминах; но в то же время эти отношения действуют и на локальном микроуровне, в виде действий, деятелей, членов различных групп и их когнитивных репрезентаций, а также в виде текста, например в обсуждениях и переговорах между средствами массовой информации и другими институтами. То есть, как только мы хотим получить эмпирическое свидетельство того, что происходит на верхних уровнях организации новостей, мы непременно переходим к анализу того, что происходит на нижнем, локальном, уровне. Итак, в нашем подходе к новостям и их производству как процессу, направленному как сверху вниз, так и снизу вверх, важно определить во всех подробностях структуры и функции соответствующих связей или уровней.
Это также означает, что серьезный и критический анализ идеологического аспекта новостей невозможен без экспликации связей, которые соединяют структуры новостей с социальными знаниями журналистов, журналисты при этом рассматриваются как члены групп, входящих в идеологические институты, такие, как средства массовой информации. Поэтому наши исследования не могут быть ограничены ни исключительно текстовым или контент-анализом, ни высоким уровнем глобальных противоречий
в мировом информационном порядке. Если столь часто
наблюдаемые несоответствия в мировом информацион
ном порядке находят отражение в обычном тексте ново
стей, то отражение это должно быть последовательным,
должно быть зафиксировано на каждом этапе, вплоть до
текстовых структур. Мы, очевидно, только начали пони
мать некоторые связи и их пересечения в этой сложной се
ти, отношений. ч-
fc ^акой структурно-ориентированный подход имеет особое значение для анализа производства новостей. Помимо исторического, экономического или институционального анализа текстов новостей как средства массовой информации, в 1970-е гг. появилось стремление к микросоциологическому анализу процесса создания новостей (Tuchman, 1978). Этот уровень анализа дает возможность установить связи между социальной стратификацией и ежедневными контактами журналистов, между профессиональными формами деятельности и институциональными порядками, и все это увязывается с идеологическими установками, которым должны следовать журналисты. Было подробно показано, как журналисты собирают и интерпретируют новости, как они оказываются втянутыми в эту сеть отношений, дающих доступ в такие закрытые заведения, как правительство или полиция, или как принадлежность журналиста к той или иной социальной группе и ее идеологии отражается на определении сути новостей и их ценности (Gans, 1979; Fishman, 1980; Cohen and Young, 1981). И хотя в таких исследованиях на интерпретацию обращается особое внимание, мы тем не менее видели, что этот процесс и связанные с ним репрезентации описываются поверхностно и неопределенно. Мы можем определенно сказать, что социальная структура и идеологическая направленность процесса производства новостей могут считаться объективными предпосылками выделения новостей в качестве культурного и социального объекта только в следующем случае: если мы точно знаем, каким образом журналисты приобретают социальные знания, как эти знания структурированы, как они используются в процессах понимания и представления ситуаций сбора информации и в процессах коммуникации, как эти знания используются в других текстах массовой информации, а также в тех текстах, которые являются источниками для данных текстов новостей, и как эти знания влияют на реальный процесс создания текста..-.
ЛИТЕРАТУРА
Abelspn, 1976 = Abelson, R. Script processing in attitude formation and decision making.— In: Carrol, J. and Payne, J. (eds.) Cognition and Social Behavior. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1976,
p. 33—46.
Atkinson, Heritage, 1984 = Atkinson, J., Heritage, J. (eds) Structures of Social Action. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1984.
Austin, 1962 = Austin, J.L. How to Do Things with Words. Oxford: Oxford University Press, 1962.
Barthes, 1964 = Barthes, R. Elements de semiologie.— „Communications", 1964, vol. 4, p. 91—135.
Barthes, 1966 = Barthes, R. Introduction a 1'analyse structurale des reSks.— „Communications", 1966, vol. 8, p. 1—27.
Bauman, Scherzer, 1974= Bauman, R., Scherzer, J. (eds.) Explorations in the Ethnography of Speaking. London: Cambridge University Press, 1974.
de Beaugrande, 1980 = deBeaugrande, R. Text, Discourse and Process. Norwood, NJ: Ablex, 1980.
de Beaugrande, Dressier, 1981 = de Beaugrande R., Dressier, W. Introduction to Text Linguistics. London: Longman, 1981.
Benson, Greaves, 1985 = Benson, J., Greaves, W. (eds.) Systemic Perspectives on Discourse. Vols. 1—2. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1985.
Bentele, 1981 = Bentele, G. Semiotik und Massenmedien. Munich: Oelschlager, 1981.
Berger, Luckman, 1967 = Berger, P., Luckman, T. The Social Construction of Reality. New York: Doubleday, 1967.
Bogart, 1981 = Bogart, L. Press and People. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1981.
Bremond, 1964 = Bremond, C. Le message narratif.— „Communications" 1964, vol. 4, p. 4—32.
Bremond, 1973 = Bremond, C. Logique du recit. Paris: Seuil, 1973.
Britton, Black, 1985 = Britton, В., Black, J. (eds.) Understanding Expository Text. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1985.
Carbonell, 1979 = Carbonell, J. Subjective Understanding. Doctoral Thesis, Yale University. Department of Computer Science, 1979.
Cicourel, 1973 = Cicourel, A. Cognitive Sociology. Harmonds-worth: Penguin Books, 1973.
Cohen, Young, 1981 = Cohen, S., Young J. The Manufacture of News, Deviance, Social Problems and the Mass Media. (2nd rev. ed.) London: Constable/Sage, 1981.
Communications, 1964 = Communications. Recherches semiologiques. Paris: Seuil, 1964.
Communications, 1966 = Communications. Recherches semiologiques. L analyse structurale du recit. Paris: Seuil, 1966.
Culler, 1975 = Culler, J. Structuralist Poetics. London. Routledge and Regan Paul, 1975.
van Dijk, 1972 = van Dijk, T. Some Aspects of Text Grammars. 'be Hague: Mouton, 1972.
van Dijk, 1977 = van Dijk, T. Text and Context. London: Longman, 1977. j van Dijk, 1980a*= van Dijk, T. Macrostructures. Hillsdale, NJ:
Lawrence Krlhnnm Acsnr-iatpc 1Q8O
rence Erlbaum Associates, 1980.
van Dijk, 1980b = van Dijk, T. Story comprehension.— „Poetics", 1980, vol. 8, N 1/3 (special issue).
van Dijk, 1981 = van Dijk, T. Studies in the Pragmatics of Discourse. Berlin, New York. Mouton, 1981.
van Dijk, 1982 = van Dijk, T. Opinions and attitudes in discourse comprehension. = In: Le Ny J., Kintsch W. (eds.) Language and Comprehension. Amsterdam: North Holland, 1982, p. 35—51.
van Dijk, 1984 = van Dijk, T. Prejudice in Discourse. Amsterdam:
Benjamins, 1984. *,
,' van Dijk, 1985a = van Dijk, T. Cognitive situation models in dis-i...course production: The expression of ethnic situations in prejudiced dis-''4/course. = In: Forgas J. (ed.) Language and Social Situations. New York: Springer, 1985, p. 61—80.
van Dijk, 1985b = van Dijk, T. (ed.) Handbook of Discourse Analysis (Vols. 1—4). London: Academic Press, 1985.
van Dijk, 1985c = van Dijk, T. Structures of news in the press.— In: van Dijk, T. (ed.) Discourse and Communication. Berlin: de Gruyter, 1985.
van Dijk, 1986 = van Dijk, T. News schemata.— In: Cooper C., Greenbaum S. (eds.) Studying Writing. Linguistic Approaches. Beverly Hills, CA: Sage, 1986.
van Dijk, 1987a = van Dijk, T. Communicating Racism. Ethnic Prejudice in Thought and Talk. Newbury Park, CA: Sage, 1987.
van Dijk, 1987b = van Dijk, T. Episodic models in discourse processing.— In: Horowitz, R., Samuels, S. (eds.) Comprehending Oral and Written Language. New York: Academic Press, 1987.
van Dijk, 1987c = van Dijk, T. News as Discourse. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1987.
van Dijk, Kintsch, 1983 = van Dijk, Т., Kintsch, W. Strategies of Discourse Comprehension. New York: Academic Press, 1983.
Di11mar, 1976 = Dittmar, J. A Critical Survey of Sociolinguistics. New York: St. Martin's Press, 1976.
Dressier, 1972 = Dressier, W. Einfuhrung in die Textlinguistik. Tubingen: Niemeyer, 1972.
Dundes, 1964 = Dundes, A. The Morphology of the North-American folktale. Helsinki: FFC, 1964.
Eco, 1966 = Eco, U. James Bond: une combinatoire narrative.— „Communications", 1966, vol. 8, p. 77—93.
Eco, 1976 = Eco, U. A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press, 1976.
Erlich, 1965 = Erlich, V. Russian Formalism. The Hague: Mouton, 1965.
Ervin-Tripp, 1969 = Ervin-Tripp, S. Sociolinguistics.— In: Berkowitz, L. (ed.) Advances in Experimental Social Psychology. New York: Academic Press, 1969.
Farr, Moscovici, 1984 = Farr, R., Moscovici, S. (ed.) Social Representations. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
Findahl, Hoijer, 1984 = Findahl, O., Hoijer, B. Begriplighets-analys. Stockholm: Studentlitteratur, 1984.
Fishman, 1968 = Fishman, J. (ed.) Readings in the Sociology of Language. The Hague: Mouton, 1968.
Fishman, 1980 = Fishman, M. Manufacturing the News. Austin, TX: University of Texas Press, 1980.
Fiske, Taylor, 1984 = Fiske, S., Taylor, S. Social Cognition. Reading, MA: Addison — Wesley, 1984.
Flammer, Kintsch, 1982 = Flammer, A., Kintsch, W. (eds.) Discourse Processing. Amsterdam. North Holland, 1982.
Forgas, 1981 = Forgas, J. Social Cognition. Perspectives on Everyday Understanding. London: Academic Press, 1981.
Fowler, Hodge, Kress, Trew, 1979 = Fowler, R., Hodge, В., Kress, G-> Trew, T. Language and Control. London: Routledge and Kegan Paul, 1979.
Freedle, Carrol, 1972 = Freedle, R., Carrol, J. Language Comprehension and the Acquisition of Knowledge. New York: Winston, 1972.
Galtung, Ruge, 1965 = Galtung, J., Ruge, M. The structure of foreign news.— „Journal of Peace Research", 1965, vol. 2, p. 64—91.
Gans, 1979 = Gans, H. Deciding What's News. New York: Pantheon Books, 1979..
AGarfinkel, 1967 = Garfinkel, H. Studies in ethnomethodology, Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1967.
Giglioli, 1972 = Giglioli, P. (ed.) Language and Social Context. Harmondsworth: Penguin Books, 1972.
Givon, 1979 = Givon, T. (ed.) Discourse and Syntax. Syntax and Semantics (Vol. 12). New York: Academic Press, 1979.
Glasgow University Media Group, 1976 = Glasgow University Media Group. Bad News. London: Routledge and Kegan Paul, 1976.
Glasgow University Media Group, 1980 = Glasgow University Media Group. More Bad News. London: Routledge and Kegan Paul, 1980.
Glasgow University Media Group, 1982 = Glasgow University Media Croup. Really Bad News. London. Writers and Readers, 1982.
G о f f m a n, 1959 = Go f f m a n, E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City, NY: Doubleday, 1959.
Goffman, 1967 = Goffman, E. Interaction Ritual: Essays on face-to-face behaviour. Garden Citv, NY: Doubleday, 1967.
Golding, Elliot, 1979= Golding, P., Elliot, P. Making the News. London: Longman, 1979.
Graber, 1984 = Graber, D. Processing the News. New York: Longman, 1984.
Graesser, 1981= Graesser, A. Prose Comprehension beyond the Word. New York: Springer, 1981.
Green, 1979 = Green, G.Organization, Goals and Comprehensibility in Narratives: Newswriting, a Case Study (Report, N 132). University of Illinois: Center for the study of reading. Technical report, 1979.
Greimas, 1966= Greimas, A. Semantique structurale. Paris: La-rousse, 1966.
Grice, 1975 = Grice, H. Logic and conversation.— In: Cole, P., Morgan, J. Syntax and Semantics, 3: Speech Acts. New York: Academic Press, 1975, p.41—58.
Gumperz, 1982a = Gumperz, J. Discourse Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
Gumperz, 1982b = Gumperz, J. Language and Social Identity. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
Gumperz, Hymes, 1972= Gumperz, J., Hymes, D.Directions in Sociolinguistics. The Ethnography of Communication. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1972.
Hall, Hobson, Lowe, Willis, 1980= Hall, S., Hobson, D., Lowe, A., Willis, P. (eds.) Culture, Media, Language. London: Hutchin-son, 1980.
Hal lid ay, Hasan, 1976 = Ha 11 id ay, M., Hasan, R. Cohesion in
lish. London: Longman, 1976.
Halloran, Elliot, Murdock, 1970= Hallo ran, J., Elliot, P.,
Murdock G. Demonstrations and Communication. A case study. Har-mondsworth: Penguin Books, 1970.
Hamilton, 1981 = Hamilton, D. Cognitive Processes in Stereotyping and Intergroup Behavior. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1981.
Hartley, 1982 = Hartley, J. Understanding News. London: Met-huen, 1982.
Hastie, Ostrom, Ebbesen, Wyer, Hamilton, Carlston, 1980 =* Hastie, R., Ostrom, Т., Ebbesen, E., Wyer, R., Hamilton,. iD., Carlston, D(eds.). Person Memory: The Cognitive Basis of Social Per--ception. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1980.
Hoijer, Findahl, 1984= Hoijer, В., Findahl, O. Nyheter, for-staelse, och minne. Stockholm: Studentlitteratur, 1984.
Hymes, 1964= Hymes, D. Language in Culture and Society. New York: Harper and Row, 1964.
Johnson-Laird, 1983 = Johnson-Laird, P. Mental Models. London: Cambridge University Press, 1983.
Kintsch, 1974= Kintsch, W. The Representation of Meaning in Memory. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1974.
Kongas-Maranda, Maranda, 1971 = Kongas-Maran-da, E., Maranda, P. Structural Models.in Folklore and Transformational Essays. The Hague: Mouton, 1971.
Кristeva, 1969 = Kristeva, J. Semeotike. Recherches pourune sem-analyse. Paris: Seuil, 1969.
L a b о v, 1972a = L a b о v, W. Language in the Inner City. Philadelphia: University of Pennsylvannia Press, 1972.
Labov, 1972b=Labov, W. Sociolinguistic Patterns. Philadelphia: University of Pennsylvannia Press, 1972.
Labov, 1972c = The transformation of experience in narrative syntax.— In: Labov, W. Language in the Inner City. Philadelphia: University of Pennsylvannia Press, 1972, p.354—396.
Labov, 1982 = Labov, W. Speech actions and reactions in personal narrative.— In: Tannen, D. (ed.). Analyzing Discourse: Text and Talk. Washington, DC: George Town University Press, 1982.
Labov, Fanshel, 1977= Labov, W., Fanshel, D. Therapeutic Discourse. New York: Academic Press, 1977.
Labov, Waletzky, 1967 = Labov, W., Waletzky, J. Narrative analysis. Oral versions of personal experience.— In: H e 1 m, J. (ed.). Essays on the Verbal and Visual Arts. Seattle: University of Washington Press, 1967.
Leech, 1983 = Leech, G. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983.
Lester, 1980 = Lester, M. Generating newsworthiness: The interpretive construction of public events.— „American Sociological Review", 1980, vol.45, p.984—994.
Levi-Strauss, 1958 = Levi-Strauss, C. Anthropologie struc-turale. Paris: Plon, 1958.
Levi-Strauss, 1960 = Levi-Strauss, C. L'analysemorphologique des contes populaires russes.— „International Journal of Slavic Linguistics and Poetics", 1960, vol.20, p.122—149.
Levin, Levin, 1982= Levin, J., Levin, W. The Functions of Discrimination and Prejudice (2nd ed.). New York: Harper and Row, 1982.
Levinson, 1983 = Levinson, S. Pragmatics. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
Mandl, Stein, Trabasso, 1984= Mandl, H., Stein, R, Trabasso, T. (eds.) Learning and Comprehension of Text. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.
McLaughlin, 1984= M с La ughlin, M. Conversation. How Talk is Organized. Beverly Hills, СЛ: Sage. 1984.
Mehan, 1979 = Mehan. 11. Learning Lessons. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.
Metz, 1966 = Metz, C. La grande systematique du film narratif.— Communications", 1966, vol.8, p.120—124.
Minsky, 1975 = Minsky, M. A framework for representing knowledge—In: Winston, P. (ed.). The Psychology of Computer Vision. New York: McGraw Hill, 1975.
Molotch, Lester, 1974= Molotch, H., Lester, M. News as purpose behaviour: On the strategic use of routine events. Accidents and scandals.— „American Sociological Review", 1974, vol.39, p.101—112.
Morris, 1938 = Morris, C. W. Foundations of the Theory of Signs. Chipago: International Encyclopedia of Science, 1938.
Otto, White, 1982 = Otto, W., White, E. (eds.). Reading Expository Material. New York: Academic Press, 1982.
Parfet, Sbisa, Verschueren, 1981 = Parret, H., Sbisa, M., Verschueren, J. (eds.). Possibilities and Limitations of Pragmatics. Amsterdam: Benjamins, 1981.
Pet of i, 1971 = Petofi, J. Transformationsgrammatiken und eine ko-textuelle Texttheorie. Frankfurt: Athenaum, 1971.
Propp, 1958 = Propp, V. Morphology of the folktale. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1958. (Original work published 1928).
Roeh, 1982 = Roeh, I. The Rhetoric of News. Bochum: Studienver-lag, 1982.
Rothbart, 1981 = Rothbart, M. Memory processes and social beliefs.— In: Hamilton, D. (ed.). Cognitive Processes in stereotyping and in-tergroup behavior. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1981.
Sacks, Schegloff, Jefferson, 1974= Sacks, H., Schegloff, E., Jefferson, G. A simplest systematic for the organization of turntaking for conversation.— „Language", 1974, vol.50, p.696—735.
Sadock, 1974 = Sadock, J. Towards a Linguistic Theory of Speech Acts. New York: Academic Press, 1974.
Sand ell, 1977 = Sand ell, R. Linguistic Style and Persuasion. London: Academic Press, 1977.
Sanford, Garrod, 1981 = Sanford, A., Garrod, S. Understanding Written Language. New York: Wiley, 1981.
Saville-Troike, 1982 = Saville-Troike, M. The Ethnography of Communication. Oxford: Blackwell, 1982.
Schank, 1982 = Schank, R. Dynamic Memory. London: Cambridge University Press, 1982.
Schank, Abelson, 1977= Schank, R., Abelson, R. Scripts, Plans, Goals and Understanding. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1977.
Schenkein, 1978= Schenkein, J. (ed.). Studies in Conversational Interaction. New York: Academic Press, 1978.
Scherer, Giles, 1979 = Scherer, K., Giles, H. (eds.). Social Markers in Speech. London: Cambridge University Press, 1979.
Schmidt, 1973 = Schmidt, S. Texttheorie. Munich: Fink (UTB), 1973.
Searle, 1969 = Searle, J. Speech Acts. Cambridge University Press,
Sebeok, 1960= Sebeok, T. Style in Language. Cambridge, Mass: MIT Press, 1960.
Sinclair, Coulthard, 1975 = Sinclair, J., Coulthard, M. To-wards an Analysis of Discourse. London: Oxford University Press, 1975.
Stubbs, 1983 = Stubbs, M. Discourse Analysis. The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Oxford: Blackwell, 1983.
Sudnow, 1972= Sudnow, D. (ed.). Studies in Social Interaction. New York: Free Press, 1972.
Tajfel, 1981 = Tajfel, H. Human Groups and Social Categories. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
Thorndyke, 1978= Thorndyke, P. Knowledge acquisition from newspaper stories.— „Discourse Processes", 1978, vol.2, p. 95—112.
X.odorov, 1966a = Todorov, T. Les categories du recit litteraire.—
„Communications", 1966, vol.8, p.125—151. >"'
Todorov, 1966b = Todorov, T. Textes des formalistes russes. Paris: Seuil, 1966.
Todorov, 1969 = Todorov, T. Grammaire du Decameron. The Hague— Mouton, 1969.
Tuchman, 1978 = Tuchman, G. Making News. New York: Free Press, 1978.
Wyer, Srull, 1984= Wyer, R. Jr., Srull, T. (eds.). Handbook of Social Cognition. (Vol.1—3). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.
КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЭТНИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ *