Содержание. Кафедра уголовно-процессуального права

Уральский филиал

Кафедра уголовно-процессуального права

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

(направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)

Челябинск

Авторы:

Арабули Д.Т. – кандидат юридических наук, доцент.

Борохова Н.Е., доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук.

Рецензенты:

Даровских С.М. заведующий кафедрой уголовного процесса Южно- Уральского государственного университета, д.ю.н., профессор.

Барыгина А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального учреждения «Российская академия правосудия».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 01 от «03» сентября 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 02 от «26» сентября 2013 г.).

© Российская академия правосудия,

Уральский филиал, 2013

© Арабули Д.Т., 2013

© Борохова Н.Е., 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................4

Объем дисциплины и виды учебной работы......................................................11

Тематический план................................................................................................12

Программа курса...................................................................................................18

Планы семинарских (практических) занятий.....................................................42

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов...................................................................149

Примеры контрольных заданий.........................................................................157

Примерная тематика курсовых работ................................................................163

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля................168

Литература...........................................................................................................171

Вопросы для подготовки к экзамену.................................................................188

Введение

Учебная дисциплина «Уголовный процесс» является одной из неотъемлемых составляющих профессиональной подготовки юристов.

Проведение лекций, семинарских и практических занятий, а также самостоятельная работа студентов позволяет им усвоить основные теоретические положения уголовного судопроизводства, его принципы, особенности регулирования уголовно-процессуальных отношений, процесса доказывания, его предмета и пределов, порядка производства предварительного расследования, судебного разбирательства, обжалования, уяснить смысл и содержание уголовно-процессуального законодательства, его норм и правил их применения, обрести навыки составления процессуальных документов, осуществления процессуальных, следственных и судебных действий, соизмерять свои действия и решения с нравственными началами уголовного судопроизводства.

Учебная дисциплина «Уголовный процесс» закреплена за кафедрой уголовно-процессуального права Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия», относится к профессиональному учебному циклу основной образовательной программы бакалавриата, включена в базовую (обязательную) часть цикла «Профессиональный цикл».

Для успешного освоения материала по изучаемой дисциплине студент должен иметь представление о природе и сущности государства и права, основных закономерностях их возникновения, функционирования и развития, исторических типах и формах государства и права, особенностях государственного и правового развития, основных исторических этапах, закономерностях и особенностях становления и развития правовых институтов, элементах правовых норм, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права, понятии и правовом статусе субъектов правоотношений в различных отраслях права, основных положениях теории государства и права, конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права, сущности и содержании изучаемых в рамках данных дисциплин понятий, категорий, институтов (о понятии преступления, составе преступления, категориях преступлений, о понятии чести и достоинства, защите имущественных прав, опеке, попечительстве, физическом и юридическом лицах, о понятии административного правонарушения и др.), методах и средствах поиска, систематизации и обработки правовой информации, применять современные информационные технологии для оформления юридических документов, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, осуществлять подбор необходимых для решения конкретных задач международных и нормативно-правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, материалов опубликованной судебной практики, судебных решений, размещенных на официальных сайтах судов общей юрисдикции, в Информационно-правовых справочных системах «Гарант», «КонсультантПлюс» и др., оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, правильно применять правовые нормы.

Знания и навыки, полученные в результате изучения дисциплины «Уголовный процесс», необходимы для понимания, освоения и более глубокого изучения проблем и вопросов, рассматриваемых в рамках следующих учебных дисциплин: «Криминалистика», «Суд присяжных в РФ», «Доказывание и доказательства в уголовном процессе», «Судебная медицина и психиатрия», «Дифференциация форм уголовного судопроизводства», для продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре.

В ходе преподавания и самостоятельной работы студентов в рамках изучения дисциплины «Уголовный процесс» студенты должны быть подготовлены к следующим видам профессиональной деятельности:

- нормотворческой;

- правоприменительной;

- правоохранительной;

- экспертно-консультационной;

- педагогической (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Для успешной реализации студентами полученных знаний и навыков по обозначенным видам профессиональной деятельности студенты должны решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

- нормотворческая деятельность: участие в подготовке нормативно-правовых актов;

- правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов;

- правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов;

- педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурных компетенций (ОК):

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

быть способным логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

2) профессиональных компетенций (ПК):

- в нормотворческой деятельности:

быть способным участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- в правоприменительной деятельности:

быть способным осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

быть способным обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

быть способным принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

быть способным применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

быть способным юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- в правоохранительной деятельности:

быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

быть способным уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

быть способным выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

быть способным осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

быть способным выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

быть способным правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

- в экспертно-консультационной деятельности:

быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

быть способным толковать различные правовые акты (ПК-15);

быть способным давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- в педагогической деятельности:

быть способным преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

быть способным управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

быть способным эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

понятие и назначение уголовного судопроизводства, систему уголовно-процессуального законодательства, систему и структуру уголовно-процессуальных норм, принципы уголовного судопроизводства, характеристику исторических типов (форм) уголовного процесса, понятие уголовно-процессуальной деятельности, ее отличительные черты и критерии отграничения от оперативно-розыскной, нравственные начала уголовного судопроизводства, понятие и систему участников уголовно-процессуальных отношений, осуществляемые ими уголовно-процессуальные функции, этапы и стадии уголовного судопроизводства, особенности, свойственные каждой из них, научные основы теории доказывания, предмет и пределы доказывания, пределы компетенции различных участников в процессе доказывания, понятие и свойства доказательств, классификацию доказательств, критерии признания доказательств недопустимыми, понятие и систему мер процессуального принуждения, порядок обжалования действий (бездействия) и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, вопросы международного сотрудничества по уголовным делам;

Уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты, позволяющие принять то или иное решение; анализировать, толковать и правильно применять уголовно-процессуальные нормы, определяющие порядок производства предварительного расследования, судебного рассмотрения уголовного дела либо пересмотра судебного решения, не вступившего или вступившего в законную силу; принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу уголовно-процессуального законодательства; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам защиты прав и законных интересов потерпевших, защиты подозреваемого, обвиняемого, реализации участниками уголовно-процессуальных отношений своих прав; правильно составлять и оформлять юридические документы (постановления, ходатайства, определения, приговоры, жалобы, представления и т.д.); правильно составить вопросы, подлежащие разрешению при назначении судебных экспертиз; анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; участвовать в дискуссиях по правовым вопросам, связанным с производством по уголовному делу; проводить следственные и судебные действия, участвовать в ролевых процессах;

Владеть:

юридической терминологией; навыками работы с процессуальными документами, международным и национальным законодательством, регламентирующим производство по уголовным делам; навыками: анализа правовых явлений, юридических фактов, позволяющих говорить о законности или незаконности принятых по уголовному делу решений и осуществляемых действиях; анализа правоприменительной и правоохранительной практики применения различных норм, регламентирующих досудебное и судебное производства; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: