Основание
классификации
| Вид оценки
| Характеристика
оценки
|
По уровню обобщенности
| Парциальная
Фиксированная
Интегральная
| Имеет отношение к частному знанию, умению, навыку. Всегда выражается в словесной, оценочной форме суждения.
Отражает промежуточные или завершенные успехи школьника, носит более обобщенный и синтетический характер. Обычно выражается количественно по 5-балльной шкале.
Определяет в целом личность и поведение школьника. Основывается на парциальных и фиксированных оценках.
|
По способу предъявления
| Прямая
Опосредованная
| Непосредственно обращена к оцениваемому лицу.
Оценка одного из учеников производится либо через оценку другого учащегося, либо через оценку его кем-нибудь из одноклассников.
|
По способу воздействия
| Отсутствие оценки
Неопределенная оценка
Однозначная:
1) положительная
| Не ориентирует человека в результатах его деятельности, дезорганизует поведение, вызывает состояние неуверенности.
Выражается в словесной форме, имеющей многозначное толкование.
1.1.Согласие – простая констатация правильности ответа.
1.2.Ободрение и одобрение – формы оценочного определения личности, в которых выражается положительное отношение учителя к ученику и подчеркивается
|
|
2) отрицательная
| преимущество какой-нибудь стороны его личности.
2.1.Отрицание – простая констатация неправильности ответа.
2.2.Замечание и порицание – формы оценочного определения личности, в которых выражается отрицательное отношение учителя к ученику и подчеркивается недостаток каких-либо сторон его личности.
|
Субъективные ошибки оценивания
Великодушие или снисходительность – вынесение учителем завышенных оценок (процентомания).
| Центральная тенденция – стремление учителя избегать крайних оценок.
| Ореол – связана с предвзятостью учителя и проявляется в тенденции оценивать только положительно или только отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно.
|
Контраст – знания человека оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого учителя.
| Близость – тенденция выносить сходные по времени и месту оценки.
| Логические – перенос оценок за поведение на оценки по учебному предмету.
|
Знание в качестве продукта учебной деятельности