Инв проект – комплекс взаимосв-х мероприятий, включ. опред-е цели инвестир-я, время осущ-я и бюджет проекта.
Принципы анализа проекта:
1. Альтернативный подход к анализу проявляется в использовании ставки дисконтирования, требуемой доходности и в выборе одного или нескольких проектов из множества.
2. все показатели ценности инвестиционного проекта должны быть рассчитаны только на основе д/п-ов (не прибыль!)
3. на основе д/п-ов должны быть рассчитаны показатели принятые в мировой практике, т.е. основанные на дисконтировании.
4. При анализе инв проектов безвозвратные издержки не учит-ся (т.е. не учитывается то, что не относится к этому конкретному проекту.
5. Показат-ли ценности проекта рассчит-ся по приращенному ден потоку.,те с учетом «без проекта», и «с проектом»
Все показатели ценности проекта делятся:
1. простые (бух, статические)
· Срок окупаемости (PP)
· Простая норма прибыли (ARR)
2. экономические (динамические)
· Чистая приведенная стоимость (NPV)
· Внутренняя норма доходности (IRR)
|
|
· Модифицированная внутренняя норма доходности (MIRR)
· Рентабельность инвестиций (PI)
· Дисконтированный срок окупаемости (DPP)
· Отношение выгоды к затратам (B/C)
Чтобы проект увеличивал стоимость, NPV проекта должен быть положительным, PI больше единицы, IRR и МIRR больше ставки дисконтирования (стоимости источников финансирования как частность).
Критерии деления проектов:
1. По предназначению:
· Создание нового производства;
· Проекты о замене (увеличение эффективности);
· Расширение бизнеса;
· Решение соц задач;
· Выход на новый рынок;
· Разработка новых технологий.
2. По срокам (по продолжительности):
· текущие проекты (до полугода)
· краткосрочные (до 3 лет)
· долгосрочные (до 20 лет)
· вечная рента (от 30 лет)
3. По отношению друг к другу:
1. Синергетические-эффект от одного увеличивает эффект другого
2. Взаимоисклюсающие
3.Условные-один нельзя реализовать без другого
4.Независимые
Каждый проект всегда развивается циклично, проходя определенные стадии или фазы. Проектный цикл – это последовательность фаз или стадий, каждая из которых имеет свое назначение и времен границы. К фазам проекта относят 4 последовательных этапа его осуществления.
В соответствии с концепцией ЮНИДО выделяют:
1. Предынвестиционная фаза проекта (необходимые мероприятия для запуска проекта):
1.1. Анализ инвестиционных возможностей (рассмотр альтернативных проектов);
1.2. Предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО);
1.3.Технико-экономическое обоснование и расчет эффективности инвестиционных вложений (расчет показателей ценности);
1.4.доклад об инв возможностях.
|
|
2. Инвестиционная фаза проекта(стадия экспертизы):
2.1.Переговоры и заключение контрактов;
2.2.Проектирование;
2.3.Строительство;
2.4.Предпроизводственый маркетинг;
2.5. Обучение персонала;
2.6. Закупка материальных ресурсов и создание их запасов;
3. Эксплуатационная (операционная) фаза проекта:
3.1. Приемка и запуск проекта;
3.2.Производство и реализация продукции;
3.3.Ремонт, модернизация и замена оборудования;
3.4.Развитие производства, совершенствование выпускаемой продукции;
4. Ликвидация проекта:
4.1.Прекращение производственной деятельности;
4.2.Демонтаж оборудования;
4.3.Продажа и утилизация не использованных до конца средств проекта;
4.4.Завершение и прекращение проекта
По данным ЮНИДО затраты на прединвестиционой фазе составляют 1% для крупных проектов, до 5% - для менее крупных.
В ходе анализа проектов выделяют перечень аспектов, т.е. сторон или факторов воздействия на внутреннюю и внешнюю среду:
1. Технический аспект (яв-ся ли проект технически обоснованным)
2. Технологический;3. Коммерческий (анализ рынка, если спрос и его устойчивость);4. Фин (выгодно ли для фирмы осуществление проекта, чистый дисконтированный поток);5. Эконом - в экономическом аспекте проекты рассчитываются с позиции интереса всего общества и закладываются все доходы и расходы, которые этот проект обходится всему обществу в целом.6. Юрид.7. Экологич8. Институциональный (сможет ли отвечающая организация его осуществить, есть ли там команда, менеджмент, развита ли банк система; все что касается подготовки и переподготовки кадров, анализ, менеджмент)9. Соц (влияние на группу населения, занятость, измнение доходв)10. Анализ рисков (чувствительности и сценариев)
11. Анализ внешней среды (внешнеэкономической деятельности)
12. Нормативный аспект (все что касается оформления документов)