Орган дознания. Начальник органа дознания. Дознаватель. Соотношение понятий и компетенция

Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24.ст. 5 УПК РФ).

Данное определение детализировано законодателем в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, в соответствии с которой к органам дознания относятся:

- органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности[64];

- органы Федеральной службы судебных приставов;

- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

К полномочиям органов дознания относятся:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьёй 157 УПК РФ;

3) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

Федеральная служба исполнения наказаний России, в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ и ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», является органом дознания. Однако уголовно-процессуальный закон нечётко определяет процессуальное положение данного органа дознания. Так, статья 157 УПК РФ в качестве органа дознания, уполномоченного на производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие является обязательным, называет начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания определён как должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Анализ норм УПК РФ позволяет говорить о том, что начальник органа дознания и орган дознания обладают одинаковым объёмом прав и обязанностей. Тем более, что говорить о реализации полномочий органа дознания без начальника органа дознания невозможно, ведь «… только физическое лицо, наделённое определёнными полномочиями, может выполнять определённые уголовно-процессуальные функции, осуществлять действия, принимать решения, нести персональную ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных полномочий»[65].

В учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, полномочия органа дознания возложены на начальника учреждения (его заместителя, уполномоченного на осуществление ОРД), который обладая полномочиями органа дознания, фактически является начальником органа дознания (т. е. можно сказать, что он одновременно является и органом дознания и начальником органа дознания). Полномочия органа дознания начальник исправительного учреждения может возложить на подчинённых ему сотрудников в соответствии с приказом. Однако, в связи с тем, что указанный орган дознания признаётся таковым в связи с полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуальные полномочия могут быть возложены только на должностное лицо исправительного учреждения, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности (т. е. на сотрудников оперативного отдела). Сотрудник ИУ, которому делегированы полномочия органа дознания, выполняет процессуальные действия и принимает процессуальные решения от имени органа дознания.

В соответствии с УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 40, ст. 151, 157) на рассматриваемый орган дознания возлагаются следующие процессуальные полномочия:

1. При поступлении сообщения о преступлении произвести проверку данного сообщения и принять по результатам проверки соответствующее процессуальное решение, предусмотренное ч. 1 ст. 145 УПК РФ:

а) Возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия. Это полномочие, в соответствии со ст. 157 УПК РФ, может быть реализовано только о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершённых в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. То есть возбуждать уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (по которым предварительное следствие не обязательно), данные должностные лица не уполномочены.

Необходимо отличать производство неотложных следственных действий в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ от производства процессуальных действий, в том числе и следственных, производимых в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 144 УПК РФ до возбуждения уголовного дела. Производство в рамках проверки сообщения о преступлении некоторых следственных действий (например, осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование и др.) допускается до возбуждения уголовного дела в связи с тем, что данные следственные действие является безотлагательными по своей сущности. Деятельность в порядке ст. 157 УПК РФ подразумевает под собой производство органом дознания необходимых для закрепления следов преступления следственных действий, в связи с тем, что следователь не может приступить к расследованию. Круг данных следственных действий законом не определен (то есть в течение 10 дней органом дознания могут быть, в случае необходимости, произведены обыски, выемки, допросы и другие регламентированные УПК РФ следственные действия).

б) Возбудив уголовное дело в порядке ст. 157 УПК РФ, орган дознания может не производя неотложных следственных действий направить уголовное дело руководителю соответствующего (ст. 151 УПК РФ) следственного органа.

в) Принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела, если по результатам проверки сообщения о преступлении поступившее в органах или учреждениях УИС, основания для возбуждения уголовного дела не были установлены.

г) Передать сообщение по подследственности, после производства проверки данного сообщения, для принятия решения в тот орган, в компетенции которого (ст. 150, 151 УПК РФ) принимать решения о возбуждении уголовного дела и приступать к его расследованию.

2. выполнять отдельные поручения следователя, данные в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Более никакие полномочия в рамках уголовного судопроизводства на рассматриваемый орган дознания УПК РФ не возложены.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В ч. 3 ст. 151 УПК РФ определены органы, должностные лица (дознаватели) которых уполномочены на осуществление такой формы расследования как дознания. На органы и учреждения УИС, как органы дознания не возложены функции по производству расследования по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, должность дознавателя в уголовно-исполнительной системе не предусмотрена. Производить дознание в полном объёме в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ, начальники учреждений и органов УИС (и подчинённые им сотрудники, наделённые полномочиями органа дознания) не вправе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: