Многим из нас доводилось бывать в роскошной гостиной какого-нибудь преуспевающего друга. Мне вспоминается одна из них. Она просторна, обставлена изысканной мебелью и наполнена редкостными произведениями искусства. Есть несколько антикварных предметов из обстановки времен Новой Англии2. На одной из стен висит риза — служебное облачение русского священника. Рядом с ней — картина известной японской школы живописи. Далее — два холста работы французского импрессиониста и один — выдающегося художника-кубиста. Есть там также итальянский примитив, две подлинные статуэтки Будды, привезенные из Сиама3, две китайские вазы танского периода4 и несколько других драгоценных вещиц разных времен и из разных стран. На полу по соседству со старинными восточными коврами лежит вязаный коврик3 ручной работы, изготовленный еще в старину в Новой Англии. Эта гостиная — «культурное пространство». Возникает вопрос: является ли культура, представленная в этой гостиной, единым целым или это всего лишь пространственный конгломерат разнообразных вещей (каждая из которых по-своему ценна) и не есть ли их соседство единственная связь, объединяющая их в своеобразный культурный комплекс?
|
|
Допустим на минуту, что соседство в пространстве — единственное, что их связывает. Назовем ли мы в таком случае подобную совокупность «интегрированной культурой»? Или откажемся от подобного наименования?
Впрочем, назовем или нет — не столь уж существенно. Важно то, что действительно существуют культурные конгломерации, в которых части соединены друг с другом иными, дополнительными узами.
Обратимся теперь за другими примерами к «нематериальной» культуре. Допустим, мы взяли, с одной стороны, «Систему позитивной философии» О. Конта, а с другой — какой-нибудь современный, написанный в популярной форме сборник статей по социальным проблемам. Оставив в стороне вопрос об истинности теорий, представленных в этих книгах, обратим внимание
" проблемы культурной интеграции
3 5
на то, что все тома сочинения Конта пронизаны единством фундаментальных принципов, которое логически связывает все главы- Без контовского закона трех стадий6, связанного с его классификацией наук и принципами позитивного знания, главы теряют свой основной смысл. Напротив, в сборнике статей по социальным проблемам, как правило, в одной главе анализируется проблема обнищания населения, в следующей речь идет о преступности, в третьей — о фашизме или коммунизме, затем — о применении метода case study7, потом — о религии, городе и деревне. Кое-что может быть сказано об экологии; за экологией, возможно, следует глава о положении чернокожего населения и расовых проблемах; затем ко всей этой смеси добавляются страницы о планировании семьи и контроле над рождаемостью, о Лиге Наций8 и бесчисленном множестве других вещей. Когда пытаешься понять, что же объединяет эти темы, то зачастую на ум приходит только книжный переплет. Эти темы не связаны ни логически, ни функционально. Книга превращается в свалку целой груды тем, теорий, идей и фактов. Единственная их связь — связь пространственного соседства.
|
|
Примеров достаточно. Мы уже наглядно показали, что существуют разные формы интеграции, которые в значительной степени отличаются друг от друга. Теперь мы можем попробовать упорядочить их и свести их многообразие к упрощенной форме — нескольким основным категориям.