зования и как таковая была идеациональной по самой своей сути, хотя, может быть, и не очень высокого качества.
Ь) Высокая степень идеациональности греческой музыки в период «классики», то есть когда творили Терпандр, его современники и последователи — Архилох, Клон Аргосский, Аристоник Аргос-ский, Симонид Самосский, Талет, Олимп, Полимнаст Колофон-ский, Тиртей, Стесихор, Алкман, Сакад и многие другие, жившие в конце VIII — первой половине VI в. до н. э., — вряд ли вызывает сомнения.
Существенные особенности созданной ими музыки можно в обобщенном виде охарактеризовать следующим образом. Она носила религиозный или полурелигиозный характер, о чем свидетельствуют и сами названия музыкальных жанров: «ном» означает религиозную песнь в честь того или иного божества; «дифирамб» — лирический гимн в честь Диониса; «пеан» — песнь в честь Аполлона; «просодии» — песнь, сопровождающая шествие религиозной процессии к храму; другие названия (например, «френос»17) тоже носят религиозный (или магический) характер. На этой стадии все виды большой музыки были исключительно религиозными.
|
|
Алтарь, храм или религиозный театр — вот места, где она исполнялась. Она считалась одной из самых важных функций государственных и религиозных властей. За все представления, во время которых звучала такая музыка, ответственность несли первый архонт18 и специальные лица. Насколько серьезным было отношение к этому делу, можно судить по речи Демосфена («Contra Midias»19), в которой выдвигается требование строго наказать тех, кто незаконным образом мешает лицам, ответственным за устройство хоров на тогдашних празднгг-чах. И это в IV в., когда былая строгость и религиозный характер музыки уже заметно ослабли! Государственные и религиозные власти осуществляли контроль и цензуру над музыкой с такэй же строгостью, с какой это делала ранняя христианская церковь. Любое нарушение правил считалось святотатством.
В тот период, не говоря уже о V в. до н. э., главная и почти единственная тема наших опер, драм, ораторий и т. д. — любовь, романтическая и сексуальная — в музыке и обрядах вообще от-сутствуег. Музыка была сугубо символической. Она служила знаком невидимых и сверхэмпирических реальностей и практически не отражала повседневную жизнь заурядных людей.
Будучи религиозно идеациональной, такая музыка создавалась и исполнялась коллективно. Ее авторы причислялись к мно-
214 Часть 2. Флуктуация идеациональнои и чувственной форм искусства
жеству посредников и не расценивались как носители сознания профессионалов-индивидов. Не было у них и других качеств современных композиторов, таких, как личные амбиции, профессиональное честолюбие, забота о высоких гонорарах. Они творили ad gloriam Dei20 и делали свою работу во имя религиозного и патриотического долга. Все они стремились к победе на общенародных состязаниях, которые происходили во время религиозных празднеств. Вот почему главная роль отводилась хору, а не отдельному исполнителю. По тем же причинам в число зрителей допускались только полноценные граждане. Непосвященным и чужеземцам не разрешалось участвовать в этих сакральных действах ни в качестве зрителей, ни в качестве исполнителей.
|
|
Темами представлений были боги, их поступки и отношение к человеку. Позднее, в трагедиях V в. до н. э. возникла тема борьбы человека против незримого, гигантомахии со сверхчеловеческими и сверхъестественными силами. В этом ненатуралистическом идеациональном искусстве нельзя обнаружить ничего вульгарного, ежедневно случающегося на «главной улице» жизни.
с) В последующий период магико-религиозная идеациональ-ность музыки (VIII-VI вв. до н. э.) не сохранилась. Как и в других видах искусства, в музыке также произошел переход от иде-ациональности к чувственности. В VI в. чувственная форма начала распространяться все шире. В конце VI-V вв. до н. э. нисходящая линия идеациональнои музыки и восходящая линия музыки чувственной пересеклись, и в результате возникла изумительная идеалистическая музыка V в. Музыка, а также связанные с нею поэзия и драма (трагедия и комедия) достигли зрелости или точки равновесия между религиозным и чистым искусством в творчестве Пиндара, Эсхила, Софокла, отчасти Аристофана, Симонида Кеосского (которого часто сравнивают с Ф.Э. Бахом), Агафокла, Меланиппида Старшего (мастера контрапункта), Вакхилида (часто сравниваемого с Моцартом), Лампрокла, Диагора, Ликимна, Дамона и др.
Главные изменения по сравнению с предшествующей стадией состояли в следующем:
I) Во все большем отказе от иератического искусства в пользу музыки для удовольствия.
II) В нарастающей замене богов безликим Роком и другими «метафизическими абстракциями» (как сказал бы О. Конт).
III) В усложнении музыкальной техники, направленной на то, чтобы произвести более сильное впечатление и доставить большее наслаждение.