внешний или внутренний опыт. Логические и априорные понятия суть не что иное, как ассоциации впечатлений, просто «шаблоны восприятий». Данные по эмпиризму, представленные в табл. 1 и 2 и на диаграмме 1, вполне точно отражают пределы развития — расширения и сокращения — системы истины чувств.
B. Рационализм. Этим термином обозначают две по существу различные системы истины, которые имеют общий родовой признак, но глубоко различны по своей differentia specifica u, а именно — идеациональный рационализм и идеалистический рационализм. Обе разновидности стоят на том, что истина познаваема и реальность может быть адекватно познана, поскольку обе они отводят большую или меньшую роль разуму или мышлению с их абстрактными категориями и понятиями. Обе считают, что истина разума, логические и математические выводы более надежны, чем истина чувств. Обе также отводят определенное место истине веры и истине чувств.
1) Идеационалъный рационализм — просто крайняя форма того, что именуется истиной веры. Сверхчувственное, а порой и сверхлогическое откровение или его варианты, действительно, являются для него главной истиной. Истине разума, по сравнению с истиной веры, отводится лишь второстепенная и целиком подчиненная роль. Она не может независимо противостоять истине веры. Если же противостоит, то объявляется недействительной, даже греховной, еретической или богохульствениой.
|
|
2) Идеалистический рационализм. Второй тип рационализма заметно отличается от идеационального. Главное его отличие состоит в том, что он отводит (фактически, что зачастую противоречит декларациям его авторов) главную роль разуму, интеллекту и его категориям как таковым. Кроме того, ел отводит истине чувств более заметную роль, чем религиозный рационализм. По этим причинам идеалистический рационализм соединяет в себе все три формы истины, отводя каждой из них важную роль, хотя высшей формой знания остается все-таки истина веры. В то время как в религиозном рационализме истина веры играет наиважнейшую — почти монопольную — роль, в идеалистическом рационализме все истины гармонично соединены воедино и фактически, несмотря на декларируемое превосходство истины веры, реальной силой обладает истина разума. Для доказательства достоверности и возможности достижения истины здесь используются диалектика и логика.
C. Мистицизм. Как и религиозный рационализм, мистицизм так же утверждает, что высшим источником истины и подлин-