дают число 2467, а реализм — 2575. В обоих случаях мы имеем странное равенство или сбалансированность одного течения другим. Такое равновесие заставляет предположить, что каждое течение воплощает в себе часть истины и аспект подлинной реальности; каждое из них, по-видимому, должно выполнять важную функцию в интеллектуальной жизни культуры и как таковое бессмертно в истории человеческой мысли. Это еще раз указывает на то, что названо здесь принципом ограничения и своего рода автономной саморегуляцией социокультурных процессов в области ментальности данной культуры.
Табл. 22 полезна и в другом отношении: в кратком виде она представляет интеллектуальный спектр каждого периода с точки зрения исследуемой проблемы. Мы видим, что наиболее равномерное распределение трех течений приходится на периоды с 540 г. до н. э. по 100г. н.э. и с 1900 по 1920; что самым реалистическим был период с 600 до н. э. по 1500 г. н. э. Таковы главные выводы. Теперь мы можем перейти к особому аспекту проблемы реализм-номинализм, касающемуся ее социологического применения. Данная проблема никогда не была абстрактной и «академической», а всегда конкретной и важной, хотя многие социальные мыслители этого и не осознавали. Одна из задач следующей главы — убедительно продемонстрировать этот факт.
ФЛУКТУАЦИЯ «ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ»: IV. ФЛУКТУАЦИЯ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСАЛИЗМА И СИНГУЛЯРИЗМА1