В России довольно развито законодательство о защите информации. Основные положения были впервые сформулированы в указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» 1993 года, провозгласившем принципы информационной открытости. Все эти принципы составляют концептуальную основу федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года.
К информации с ограниченным доступом запрещено относить:
· законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права и свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
· документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
· документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
· документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Перечисленные выше сведения не могут относиться ни к государственной тайне, ни к служебной, ни к какой-либо иной. Однако это не исключает возможности отнесения этих сведений к служебной тайне. Много споров возникает вокруг такого примера: можно ли считать секретной информацию об аварии на атомной подводной лодке, в результате которой произошло радиационное заражение окружающей среды. С одной стороны, такая информация должна быть признана секретной, поскольку содержит сведения о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения (п. 1. ст. 5 закона РФ «О государственной тайне»). С другой стороны, она не может быть засекречена, поскольку содержит сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.
Всякое ограничение права человека на информацию должно быть соразмерно конституционно признаваемым целям такого ограничения. Отсюда следует, что «в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать такие способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключили бы его судебную защиту».
Особую категорию составляют персональные данные, то есть сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» относит эти сведения к категории конфиденциальной информации. В соответствии с Конституцией он запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, поточных, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. В то же время закон вводит обязательное лицензирование деятельности негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению пользователям персональных данных. Очевидно, что на профессиональную работу журналистов это не распространяется.
Другая категория конфиденциальной информации — коммерческая тайна. Понятие коммерческой тайны имеет принципиальное значение. Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ, к этой категории относится информация, одновременно отвечающая следующим условиям: 1) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к ней нет свободного доступа на законном основании; 3) ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Одним из таких актов является постановление правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 года № 35.
В случае разглашения коммерческой тайны п. 2 ст. 139 ГК РФ предусматривает возложение обязанности возместить причиненные убытки на лиц, незаконными методами получивших информацию. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Следовательно, если журналист не нарушил закон, получая информацию, то за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, он ответственности не несет.
Правда, надо помнить о том, что законы, включая Гражданский кодекс, в вопросах охраны тайны не делают различия между журналистом и любым другим юридическим лицом.