Первый курс
Девушки
Тесты | «5» | «4» | «3» |
Бег 100 м (с) | 16,2 | 17,0 | 18,3 |
Бег 2000 м (мин) | 10.30 | 11.15 | 12.00 |
Опускание и поднимание туловища (раз)* | |||
Сгибание и разгибание рук** (раз) | |||
Лыжи 2 км (мин) | 11.00 | 11.30 | 12.30 |
Прыжок в длину с места (см) | |||
Скакалка 30 с (раз) | |||
ОФП (очки) |
* И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, руки к плечам скрестно;
** И.п. - упор лежа руки на скамейке
Юноши
Тесты | «5» | «4» | «3» |
Бег 100 м (сек) | 13,5 | 13,8 | 14,5 |
Бег 5000 м (мин) | 21.30 | 23.00 | 25.00 |
Бег 3000 м (мин) | 12.10 | 12.50 | 14.00 |
Подъем ног из виса на перекладине (раз)* | |||
Подтягивания (раз) | |||
Лыжи 3 км (мин) | 12.00 | 13.00 | 14.00 |
ОФП (очки) | |||
Прыжок в длину с места (см) | |||
Сгибание-разгибание рук (трицепс)**(раз) |
*до перекладины;
** И.п. - упор лежа, ноги на скамейке
Второй курс
Девушки
Тесты | «5» | «4» | «3» |
Бег 100 м (с) | 16,0 | 16,7 | 18,0 |
Бег 2000 м (мин) | 10.15 | 11.00 | 11.45 |
Опускание и поднимание туловища (раз)* | |||
Сгибание-разгибание рук (раз)** | |||
Лыжи 3 км (мин) | 16.00 | 17.00 | 18.00 |
Прыжок в длину с места (см) | |||
Скакалка 30 с (раз) | |||
ОФП (очки) |
Юноши
Тесты | «5» | «4» | «3» |
Бег 100 м (сек) | 13,0 | 13,4 | 14,0 |
Бег 3000 м (мин) | 12.00 | 12.30 | 13.45 |
Подъем ног из виса на перекладине*(раз) | |||
Подтягивания (раз) | |||
Лыжи 5 км (мин) | 24.00 | 25.00 | 26.00 |
Прыжок в длину с места (см) | |||
Сгибание-разгибание рук (трицепс) (раз) | |||
ОФП (очки) |
Третий курс
Студент должен выполнять тестовые задания на уровне II курса, составлять и проводить одну из частей занятия индивидуальной программы для самостоятельных занятий в избранном виде двигательной активности.
10. Глоссарий по курсу дисциплины
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
Физическое развитие – закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.
Физическое совершенство – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
Физическое образование – приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, эстетические и поведенческие качества.
Физическая подготовленность – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.
Психофизическая подготовка – процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.
Функциональная подготовленность – результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.
Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.
Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма, обеспечивается сложной системой адаптивных механизмов, направленных на устранение или ограничение воздействия факторов внешней и внутренней среды организма.
Резистентность – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза.
Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды.
Максимальное потребление кислорода – показатель мышечной деятельности организма в аэробных условиях, максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено в ткани за 1 мин при работе такой интенсивности, когда минутный кислородный запрос не превышает уровень кислородного потолка, т.е. функциональных возможностей организма в условиях достаточного потребления кислорода.
Метаболизм – обмен веществ в организме, совокупность процессов анаболизма – создания и превращения живой материи, и катаболизма – процессов распада тканевых, клеточных структур и сложных соединений для энергетического и пластического обеспечения процессов жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
Здоровый стиль жизни – определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
Дееспособность – способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.
Двигательное умение – характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно, и действия отличаются высокой надежностью.
Мотивация в процессе обучения – побуждения, вызывающие активность, развивающийся во времени процесс постоянного поддержания заинтересованности в самом уроке и учебно-познавательной деятельности.
Мотивы – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки; могут представлять собой отношение к предмету деятельности, направленность на эту деятельность.
Оздоровительная аэробика – международное обобщенное название двигательной активности оздоровительной направленности, под которой в настоящее время объединено более двухсот различных направлений и течений (Л.В. Сиднева).
Воспитание телесной культуры в вузовской структуре представляет собой процесс физического совершенствования студента и достижения им такого уровня физической развитости, который позволяет ему успешно принимать участие во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в освоении профессиональных умений и навыков (Л.И. Лубышева).
Уровень телесной культуры студента определяется совокупностью его личных физических и двигательных достижений, развитием физических качеств и координационных способностей, умением управлять своими движениями, рационально решать двигательные задачи и правильно использовать свой физический потенциал (Л.И. Лубышева).
Двигательная координация – согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче, текущей ситуации и функциональному состоянию организма (Д.Д. Донской).
Физические качества - врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Физические (двигательные) способности - индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И. Лях, 1996). Основу двигательных способностей составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Утомление – временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями.
Усталость – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих состоянию утомления и характеризующийся чувствами слабости, вялости, ощущения физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.).
Переутомление – накопление утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др.
Самочувствие – ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния.
Общая физическая подготовка (ОФП) – процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее развитие человека.
Специальная физическая подготовка – направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
Зоны физических нагрузок – это режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-то показателями: физиологическими (пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопление лактата в крови и др.) или педагогическими (скорость, темп, усилия и др.).
энергозатраты при физической нагрузке – это количество энергии, израсходованное организмом за определенный промежуток времени во время работы.
Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут комплексно и акцентировано содействовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей отдельных систем организма, изменению психического состояния, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками.
Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.
Критерий физического развития – сравнительная оценка физического развития индивида с помощью средних величин, зафиксированных у близких по возрасту, полу, социальному составу людей.
Антропометрические показатели – степень выраженности антропометрических признаков:
- соматометрические – длина и масса тела, диаметры, окружности (грудной клетки и др.);
- физиометрические показатели – жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.;
- соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, спины, развитие мускулатуры), степень жироотложений и др.
Тест – неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Прикладные физические качества – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость), которые имеют наибольшее значение для качественного и эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.
Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ, могут быть сформированы и воспитаны в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом.
Специальные прикладные качества – способности человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаточное парциальное давление кислорода в горах и др.).
Прикладные умения и навыки – необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.
Прикладные виды спорта – те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.
Производственная физическая культура – система физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивости профессиональной дееспособности.
Профессиональное заболевание – возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.