Рисунок 3 – Этапы развития менеджмента качества
Принятые сокращения:
MBQ - Management by Quality - Менеджмент на основе качества;
МВО - Management by Objectives - Управление по целям;
TQM - Total Quality Management - Всеобщий менеджмент качества;
UQM - Universal Quality Management - Универсальный менеджмент качества;
QM - Quality Management - Менеджмент качества;
TQC - Total Quality Control - Всеобщий контроль качества;
CWQC - Company Wide Quality Control - Контроль качества в масштабе всей
компании;
QC - Quality Circles - Кружки контроля качества;
ZD - Zero Defect - Система "Ноль дефектов";
QFD - Quality Function Deployment - Развертывание функции качества;
SQC - Statistical Quality Control - Статистический контроль качества.
1) 1 этап – 1900-1920 гг. (Рисунок 3)
Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции.
В дальнейшем, на длительный период времени с 1920-х до начала 1980-х годов, пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись.
|
|
Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства.
А проблема менеджмента - как проблема организационного и даже социально-психологического характера.
Этап – 1920-1950 гг.
На втором этапе развитие получили статистические методы контроля качества- SQCJ (А.Шухарт, Г.Ф.Додж, Г.Г.Роминг и др.).
Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качествапродукции и регулирования техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких гуру в области качества, как Э.У.Деминг и Д.М.Джуран.
И Деминг, и Джуран активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества.
В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента, хотя слово «менеджмент» ещё не присутствовало в лексиконе специалистов.