Ст. 33... Не допускается строительство новых государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения.
Глава VII. Заключительные положения
Ст. 41. Должностные лица за несоблюдение положений настоящего Федерального Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества и выполняют ряд важных социальных функций:
- подготовку людей к высокопроизводительному труду и защите Родины;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование;
- укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами.
3. Социальные функции физической культуры и спорта
Главная функция физической культуры и спорта состоит в удовлетворении потребности общества в физической подготовке людей к участию в производстве. С начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из активнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имели важное значение в его приспособлении к постоянно усложнявшимся формам труда.
В условиях научно-технического прогресса, автоматизации и всесторонней интенсификации производственных процессов возрастает производственное значение физической культуры, ее роль в повышении работоспособности трудящихся, экономической эффективности производства.
Физическая культура и спорт необходимы для всех людей, а не только для тех профессий, в которых нужна особая физическая сила или особые умственные усилия. Это связано с тем, что современные условия жизни приводят к неуклонному снижению двигательной активности человека.
Высокий уровень развития современного военного дела существенно повышает значение человеческого фактора. В связи с этим, а также в связи с необычным увеличением мобильности войск, повышением удельного веса в них таких
родов войск, как авиационные, воздушно-десантные, танковые, атомный подводный флот, новыми тактическими и стратегическими условиями военных действий, возрастает роль военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).
ВПФП в новых условиях позволит создавать необходимые предпосылки эффективной службы, вооружать воина нужными в ней двигательными умениями и навыками, увеличить степень функциональной устойчивости организма к действию стрессовых факторов боевой обстановки, воспитывать физические качества важные в военных условиях.
Хотя наше государство последовательно проводит политику мира, предотвращения войн, разрядки международной напряженности, международного сотрудничества, оно оказалось бы нежизненноспособным, если бы пассивно относилось к опасности развязывания войны со стороны агрессивных сил.
Практика современного военного дела свидетельствует, что одним из главных слагаемых высокой боеспособности армии остается физическая подготовленность воина. Требования к ней не только не снижались, а более того - повысились. По мере ускорения темпов технического перевооружения армия все больше нуждается в людях, способных овладеть сложной военной техникой в сжатые сроки и эффективно применять ее в боевой обстановке, требующей предельной мобилизации духовных и физических сил.
Таким образом, всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности, в разнообразных трудовых процессах, в различных условиях среды.
Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой и спортивной деятельности. Чем большим объемом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Без двигательных усилий и навыков нельзя реализовать способности в практической деятельности. Даже незаурядные физические задатки индивида, "полученные им от природы", так и останутся потенциями, если не реализовать их в деятельности, связав с рациональными способами выполнения двигательных действий, двигательными умениями и навыками.
Формируясь как целесообразно отлаживаемые способы управления движениями, двигательные умения и навыки являются необходимыми слагаемыми реально проявляемых двигательных способностей. От системного формирования их в процессе физического воспитания во многом зависит его практическая эффективность.
Какими бы значительными не представлялись результаты, достигаемые воспитанием физических качеств и двигательных способностей человека, они могут оказаться, по меньшей мере, бесполезными для общества, если обладатель их не воспитан нравственно, если у него не выработаны твердые моральные принципы и нет активного стремления приложить свои силы на благо общества. Общественно полезный эффект физического воспитания определяется тем, насколько тесно соединены физическое и нравственное воспитание.
В процессе физического воспитания формируются волевые качества, положительные черты характера. Занятия физической культурой создают благоприятные условия для эстетического воспитания. Осуществляется гармоническое развитие форм телосложения.
Совершенные формы тела выражают в какой-то мере совершенство функций организма. Являясь одним из естественных выражений нормального физического развития человека, черты телесной красоты внешне свидетельствуют о его жизненных силах, а в связи с этим представляют эстетическую ценность. Не случайно образы телесной красоты с давних времен вошли в эстетическое представление человечества. В Древней Греции они получили свое воплощение в знаменитых произведениях искусства: "Дискобол", "Копьеметатель", "Кулачный боец".
Кроме совершенствования телосложения, можно решать и задачи лечебно-профилактического характера (исправление осанки, борьба с плоскостопием и т. д.).
Лесгафт П.Ф. подчеркивал, что было бы принципиально неверным ограничивать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств человека, что не менее важно научить каждого "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу".
4. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт
Ценностные ориентации на физическую культуру и спорт основаны на том, что сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, т. к. физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение при изучении личности. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для общества и человека. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения. Каждый тип культуры имеет свою специфическую систему ценностей.
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся сознательно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся сами должны принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных задач.
Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению, способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в повседневной жизни.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития. В результате осуществления физического воспитания повышается жизнедеятельность организма, что ведет к росту продуктивности умственной деятельности.
Под здоровьем понимается нормальное развитие всех органов и систем целостного человеческого организма, обеспечивающее его активную деятельность в конкретно-исторических условиях жизни.
Здоровье населения страны рассматривается как самая большая ценность, как условие для полноценной деятельности. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма можно достигнуть высокого уровня развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая работоспособность людей.
Физические упражнения улучшают течение компенсаторно-приспособительных реакций организма при старении, предупреждают его преждевременное наступление, замедляют инволюцию дыхательной функции, способствуют продлению жизни и творческой активности человека.
При решении любых специальных задач физического воспитания (спортивная тренировка, производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка и т. д.) обязательным должно оставаться достижение оздоровительного эффекта.
В связи с этим одним из обязательных условий при занятиях физической культурой и спортом является медицинский и педагогический контроль за состоянием здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.
Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития.
Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, позволяют преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.
Мощнейший прорыв в область высоких спортивных технологий во многих странах мира заставляет людей обмениваться новыми технологиями в изготовлении оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных сооружений. Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления работоспособности спортсмена. Эти технологии становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии.
Сегодня можно наблюдать высокую эффективность технологий в области методики спортивной подготовки, спортивной техники, программирования тренировок.
Все это свидетельствует о том, что спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью.
В дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. Лучшие достижения в области науки и методики становятся достоянием всех спортсменов мира.
Физическая культура и спорт как часть экономической системы неразделимы в современных условиях. Спортивная индустрия включает в себя производство спортивных товаров, рекламный спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные средства массовой информации. Интенсивная коммерциализация современного спорта связывается с получением доходов: от спонсорской деятельности, от продажи телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнований, от рекламных кампаний, от продажи билетов, символики, от средств, получаемых вследствие заключения контрактов со спортсменами, тренерами. В спортивную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места.
В высшем учебном заведении общее руководство физической и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется здравпунктом вуза.