средств, влияние на Шорлеммера, а через него и на др. химиков.
В 20 в. на мировоззрение ряда химиков влияют различные школы неопозитивизма и прагматизма. Это особенно обнаружилось после возникновения квантовой механики и попытки поставить в этой связи под сомнение принцип причинной обусловленности явлений микромира. Принцип полезности п удобства, заимствованный из прагматнч. философии, у нек-рых химиков выступил как суррогат критерия истины. Напр., амер. химик Уэланд пишет: «Идея резонанса является умозрительной концепцией в большей степени, чем другие физические теории. Она не отражает какого-либо внутреннего свойства самой молекулы, а является математическим способом, изобретенным физиком или химиком для собственного удобства» («Теория резонанса и ее применение в органпч. химии», М., 1948, с. 49). Теория резонанса, как это видно из ряда совр. руководств по теоретич. и органич. X., в целом отошла в прошлое, но «ограниченная форма резонанса» сохранилась в широко применяемом ныне понятии «гибридизации» атомных орбит. Характерно, что в совр. лит-ре по теоретич. X. гибридизацию нередко относят к чисто искусств, понятиям, к-рые стали необходимыми вследствие неспособности химиков вычислить распределение электронов точно и более прямым путем (т. зр. Дьюара — см. Г. В. Быков, История стереохимии органич. соединений, 1966, с. 248—49).
|
|
Методология совр. X. включает в себя трактовку и обоснование с определенных философских позиций методов установления истины в X. В наст, время проделана большая работа по анализу проблем методологии X. с позиций матерпалистич. диалектики. Эта работа привела к постановке ряда дискуссионных вопросов, отражающих сложный, противоречивый характер развития самой химия, науки. К ним относятся следующие:
1) Определение места X. в системе наук и ее взаимосвязи с др. науками. В этом смысле особенно важен анализ взаимосвязи X. с физикой и биологией. Исследование взаимосвязи X. с той или иной науч. дисциплиной, проводимое с позиций установления однозначной связи между к.-л. областью знания и соответствующей ей по определению формой движения материи, наталкивается на заметные, с исторической т. зр. вполне понятные, трудности; это заставляет нек-рых авторов прибегать к искусств, построениям, напр. к введению дисперсной и сорбционной форм движения материи, т. е. к необоснованному постулированию новых форм движения.
2) Определение структуры самой X., т. е. классификация химич. наук, выяснение тенденций в их развитии, включая его количеств, характеристики (напр., по подсчетам амер. авторов, количество науч.-технич. информации в области X. увеличивается вдвое каждые 13 лет). В этой части методология X. смыкается с науковедением.
|
|
3) Изучение теоретич. аппарата X. с учетом его
особенностей, в частности совр. теоретич. X., нельзя
подвергнуть такой формализации, к-рая имеет место
в математике или логике. Методологич. исследования
в X. включают в себя по преимуществу содержатель
ный (в т. ч. исторический) анализ соответствующих
понятий и принципов. Это предполагает:
а) Изучение системы понятий с т. зр. их непротиворечивости (напр., понятие химич. связи, строго говоря, противоречит квантовой механике, к-рая составляет теоретич. основу совр. представлений химиков о строении вещества), перекрывания ими друг друга, их необходимости, их происхождения (способа и условий введения в науку), соответствия их связанным с ними терминам и т. д.
б) Изучение в том же плане положений, составляю
щих в своей совокупности теорию к.-л. области X.
в) Изучение типологии теоретич. положений, спо
собов их введения и критериев их истинности. В каче
стве осн. критерия истинности нередко указывают на
практику, подразумевая под ней лабораторный экспе
римент и упуская из виду, что практика в этом смысле
может подтвердить различные взаимоисключающие
взгляды. Один из путей доказательства истинности
гипотез в современной теоретич. X. основывается на
расчетах; однако их результаты далеко не всегда мо
гут быть убедительно и прямо сопоставлены с экспе
риментом.
г) В X. широко применяются эмпирич., полуэмпи-
рич. и теоретич. соотношения, выражаемые как в виде
качеств, зависимостей, так и аналитически — в виде
алгебраич. формул или уравнений. Удельный вес каж
дого из этих типов соотношений, границы их примени
мости и общая роль в совр. X. также составляют пред
мет методологич. исследования. Наконец, задачей
такого исследования является изучение моделирова
ния в X.
Лит.: Периодич. закон Д. И. Менделеева и его филос.
значение. Сб. ст., М., 1947; Быков Г. В., О научном
методе А. М. Бутлерова, «ВФ», 1955, J* 6; К е д р о в Б. М.,
Эволюция понятия элемента в X., М., 1956; его же, Клас
сификация наук, кн. 1—2, М., 1961—65; его же, Предмет
и взаимосвязь естеств. наук, М., 1967; Жданов Ю. А.,
Критерий практики в химии, в кн.: Практика — критерий
истины в науке, М., 1960; его же, Обращение метода в
органич. химии, Ростов н/Д., 1963; Ш а х п а р о н о в М. И.,
Химия и философия, М., 1962; Противоречия в развитии есте
ствознания, М., 1965, с. 217—75; Методологические проблемы
современной химии. Сб. переводов, М., 1967; Кузнецов
В. И., Эволюция представлений об основных законах химии,
М., 1967; В 1 о с h E., Einflufi und Schicksal der mechanisti-
schen Theorien in der Chemie, в сб.: Studien zur Geschichte
der Chemie. Festgabe O. von Lippmann, В., 1927, S. 204—17;
Jacques J., Le vitalisme et la chimie organique pendant
la premiere moitie du 19 siecle, «Revue d'histoire des sciences»,
1950, v. 3, № 1, p. 32—66. Г. Быков. Москва.
ХИНАЯНА (санскр., букв.— малая колесница) — одно из двух (наряду с Махаяной) направлений буддизма, по традиции считающееся более ранним. Практически X. отождествляется ныне с учением школы Тхеравады, хотя исторически X. наряду с Тхеравадой включала и ряд других сектантских доктрин глубокой древности (напр., Сарвастиваду, Махасангхику), а также филос. учения раннего средневековья вайбха-шику и саутрантику. Можно предположить, что понятие X., а также сам термин были введены сторонниками Махаяны в начале 1-го тысячелетия н. э. и использовались для обозначения всех консервативных буддийских учений и школ, опирающихся прежде всего на тексты палийского канона — трипитаку, и считающих причастность высшей истине и высшему состоянию (нирване) уделом лишь весьма немногочисленной духовной элиты. Из многочисл. махаянских источников, вводящих в обиход термин «X.», можно указать на «Саддхармапундарику» («Сутра Лотоса Истинного Закона»), «Махаянасутраланкару» («Сутра — Украшение Махаяны») Асанги и «Маха-янашратхотпаду» («Возрождение Веры Махаяны») Ашвагхоши.
|
|
Осн. черты, отличающие филос. учение и религ. концепцию X. от Махаяны, можно сформулировать след. образом. Будда в X.— историч. личность, человек, Шакьямуни; согласно древним палийским текстам он не мыслился как управляющий существами пли как тот, на к-рого воздействуют посредством молитв, жертв или др. культовых действий, дабы он исполнил желание. Субъектом управления оставался сам человек, а будда выступал как пример и наставник. Каждый человек в X. считается потенциальным буддой, или архатом. Если в Махаяне будда (собств., боддхисаттва) — это врач, не делающий различия между сознат. и несознат. пациентами и не оставляю-