1. Понятие о второстепенных членах предложения. Принципы классификации второстепенных членов. Синкретичные члены предложения.
2. Дополнение. Семантика и способы выражения. Виды дополнений.
3. Определение. Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения. Приложение.
4. Обстоятельство. Способы выражения и виды обстоятельств по значению.
5. Вопрос о детерминантах.
Практические задания
1. Определите смысловые отношения в словосочетаниях и синтаксические функции зависимых слов, в которых они могут выступать в предложении.
Увидеть его, учились после войны, лермонтовская проза, прийти вопреки ожиданиям, налить воды, овощи из теплицы, зал с колоннами, наука побеждать, стихи Фета, стадо овец, рисунок карандашом, писать карандашом, цветы в поле.
2. Установите, какие второстепенные члены подчиняются а) подлежащему, б) сказуемому, в) другим второстепенным членам предложения. Задайте вопрос.
Замечание строгой дамы не удержало Илью Самойловича от удовольствия видеть лишний раз радость дочери.
|
|
3. Найдите дополнения, определите способ их выражения и тип (прямое или косвенное).
1) Старый Тарас думал о давнем. 2) Пароход будит город плачущим гудком. 3) Не забудьте поздравить родителей с праздником. 4)Вам не видать таких сражений! 5) За лето я прочитал много книг.
4. Определите способ выражения обстоятельств, укажите их тип.
1) На заре войско двинулось вперед. 2) Костер горел жарко, с треском. 3) Вопреки ожиданиям, ночь была очень теплая. 4) Он работал не покладая рук. 5) Сестра, видя мое упрямство, оставила меня в покое. 6) Я приехал повидать тебя. 7) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.
5. Укажите, какими членами предложения могут быть данные падежные формы (несогласованным определением, дополнением, обстоятельством). Составьте с ними предложения.
На дверях, в линию, из ревности.
Образец: у реки.
Я живу (где?) у реки. Снова я вижу домик (какой?) у реки.
(У чего?) У реки крутые берега.
6. Выделите второстепенные члены предложения, охарактеризуйте их.
1) Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. 2) Возникла необходимость переменить разговор. 3) Даже яблонь весеннюю вьюгу я за бедность полей разлюбил. 4) Дверь на крыльцо была отворена. 5) Потом она смотрела на фотографию, розовато-пепельную по старости, памятную по детству и всегда удивлявшую. 6) Женщина-врач из дома отдыха выслушала Семена. 7) С большой высоты морская вода прозрачна. 8) Мы отдыхали на озере Байкал
Практическое занятие № 6
Тема: Полные и неполные предложения