Программу формирования имиджа можно условно подразделить на 5 этапов:
1. Определение стартовых условий — задач, подготовленности человека.
2. Создание внешности (подбор одежды, макияжа, прически, жестов, походки, мимики).
3. Отработка коммуникативной механики.
4. Овладение эффективной поведенческой техникой (совершенствование культуры поведения).
5. Совершенствование профессионализма (самообразование, участие в семинарах и т.д.).
По тому, как человек стоит, как ходит, как держит руки и ноги, также судят о его уважении или пренебрежении к окружающим. Выбирая позу, необходимо помнить, что она должна быть корректной, естественной и гармонировать с обстановкой. Поза тоже часть того языка, на котором мы столь выразительно говорим без слов. Так, обнаружено, что вербальный компонент разговора занимает 35%, а невербальный — 65%.
Имидж формируют не только манеры и позы, но и лицо. Одна из важнейших составляющих имиджа — мимика, т.е. выразительные движения мышц лица. В мимике очень важно положение губ. Растянутые в улыбке губы — показатель радости и дружелюбия; плотно сжатые — замкнутости; изогнутые — сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта — свидетельство того, что человек расстроен.
|
|
Улыбка — это «половина обаяния». Нас оценивают по выражению лица: если мышцы его не напряжены, а губы все время готовы сложиться в улыбку, нас тут же зачисляют в число симпатичных людей.
Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от его желания, т.е. визуальное воздействие имиджа происходит как «двойной вызов» — на уровнях сознания и подсознания.
Очень важно также научиться создавать особые эффекты:
• эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковывать к вам внимание);
• эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, способствующей размышлению);
• эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предложения);
• эффект художественной выразительности (грамотное построение предложений, правильные ударения в словах, использование метафор, гипербол и т.п.);
• эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, ведь юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);
• эффект распределения (один из действенных риторических приемов: заранее продуманное распределение в речи новых мыслей и аргументов, периодическое подчеркивание уже высказанных важных положений).
Необходимо знать и типичные ошибки, допускаемые выступающими. К ним относятся:
|
|
• построение слишком длинных фраз;
• использование слишком длинных слов (не следует употреблять, однако, только краткие слова);
• введение в речь безличных предложений (лучше больше использовать определенно-личные местоимения);
• частое использование безличных глаголов (вместо «Предлагается занять места» лучше сказать «Предлагаю вам занять места»);
• нерешительность выступающего (впечатление нерешительности выступающего создается у слушателей, когда он часто прибегает к сослагательному наклонению);
• чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «Позвольте привлечь ваше внимание»);
• злоупотребление модными словечками;
• злоупотребление утверждениями (если часто прибегать к утверждениям, то в выступлении образуется много уязвимых мест — стоит попробовать чаще облекать свои мысли в форму вопросов);
• использование только «закрытых» вопросов (если нужно активизировать внимание слушателей, не нужно задавать им только односложные вопросы);
• слишком быстрая, без пауз, речь (чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить);
• отсутствие зрительного контакта (если вас о чем-то спрашивают, не отводите глаза, чтобы лучше сосредоточиться).
Освоение способов делового общения обеспечивает наибольший успех. К ним прежде всего относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Доверительное взаимопонимание обеспечивается выполнением некоторых правил, которые призывают:
• сокращать физическую и социальную дистанцию; приветствовать собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
• постоянно высказывать желание понять собеседника;
• сразу же показывать, что вы оценили деловые качества собеседника, выразить заинтересованность в продолжении ваших взаимоотношений;
• выражать собственные чувства, учитывая эмоциональное состояние собеседника;
• вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно, но без излишних уступок;
• поддерживать собеседника эмоционально (показать, что внимательно слушаете, легкими кивками, доброжелательным выражением лица и т.п.).