В декабре—январе месяце, когда происходил поворот к весне, наступал радостный праздник — МАЛЫЕ, ИЛИ СЕЛЬСКИЕ, ДИОНИСИИ, который был приурочен к первой пробе молодого вина в честь бога вина и веселья, и сопровождался веселыми процессиями и шутками, ряжеными. Шумные ватаги мужчин и женщин устремлялись к алтарю Дионисия, поливая вином и распевая в честь божества хвалебные песни. Поскольку Дионис имел прозвище Дифирамб, что означает «дважды рожденный», этим словом стали называть восторженные песнопения в честь божества.
На пиршествах было немало ряженых, одетых в козлиные шкуры и маски. Они изображали сатиров, воспроизводили в танцах и песнях различные эпизоды из жизни божества.
Процессия была красочно оформлена. Ее участники несли увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из плодов, и вели жертвенного козла, убранного лентами. Торжественно совершалось жертвоприношение, и затем на алтарь Диониса возлагались плоды и сосуд с вином.
Постепенно разгоралось веселье. К звукам флейт и свирелей присоединяются веселые игривые песни, сменяемые импровизацией и шутками, направленными на друзей и врагов. В быстром танце несутся хороводы девушек, юноши пляшут кордак — танец спутников Диониса. Охмелевшие крестьяне отпускают острые шутки встречным, те не остаются в долгу ни в словах, ни в жестах. Грубый и здоровый смех звучит в весеннем воздухе. Густая толпа плотным кольцом окружает место, где играют в асколию: под смех и шутки зрителей участники балансируют на одной ноге на надутом воздухом козлином мехе, смазанном оливковым маслом. Редко кому удается удержаться на нем. Зато победитель получает в награду этот же мех, наполненный вином. Появляются ряженые. Они изображают спутников Диониса — силенов и сатиров, поэтому одеты в козлиные шкуры, а лица их покрыты козлиными масками или вымазаны винными дрожжами. Они рассыпаются в толпе, обнимают девушек и толкают их в объятия юношей. Затем начинается торжественная трапеза - пробование молодого вина. Вечером веселье не прекращается. Долго слышатся хмельные песни крестьян и звонкие песни девушек. Элементом праздника считались хоры, возглавляемые эксархами - запевалами. В их песнях необузданное веселье переходило к мрачному предчувствию гибели и -снова сменялось шутками.
|
|
Так первоначально ранней весной праздновался поселянами культ Диониса. Различными обрядами они стремились ускорить появление бога и заставить его приумножить урожай.
Одним из разновидностей Дионисий был праздник, который называли «Качели», приуроченный к времени, когда гроздья винограда начинают окрашиваться. Существовал миф о том, как Дионис посетил царя Икара. За гостеприимство Дионис подарил ему мех вина и посоветовал получше спрятать, но пастухи нашли мех, выпили и, опьяненные, убили Икара. С тех пор, гласит легенда, боятся пить неразбавленное вино. В память о гибели Икара и его дочерей, не вынесших смерти отца, и справлялся этот праздник «Качели». Девушки вешали на ветки деревьев куколок, изображавших дочерей Икара, и, качаясь на качелях, пели жалобные песни.
|
|
ЛИНЕЙ
Этот праздник праздновался в январе-феврале в течение нескольких дней. По своему характеру Линей были сходны с Малыми Дионисиями, но проводились гораздо пышнее - в самом городе Афины. Именно на этих праздниках стали проводиться театральные состязания.
Любопытно отметить, что в этот день греки красочно представляли прибытие Диониса в Афины на корабле или на «корабельной колеснице», отсюда произошло хорошо известное нам слово «карнавал» (от латинского «каррус навалис»).
Изображения таких колесниц с сидящим в них Дионисом и его спутниками сохранились в вазовой живописи.