Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире: премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в странах Европы и др. В настоящее время более 45 стран имеют национальные премии по качеству.
В РФ 15 ноября 1996 года была официально учреждена Премия Правительства РФ в области качества.
Основной постулат Премии: Премией по качеству награждается фирма, а не ее товар, то есть предприятия оцениваются не столько по продукции, сколько по тому, как они ее производят. Таким образом, оценивается сам подход к качеству.
Критерии Премии по качеству не содержат описания системы качества, но характеризуют ее опосредованно через ряд показателей деятельности предприятия.
К критериям оценки деятельности предприятия относятся:
- удовлетворенность персонала работой и условиями для
качественной работы (оценивается руководителем пред
приятия и персоналом);
- удовлетворенность потребителя работой предприятия и
его продукцией;
- применение современных технологий и материалов,
методов контроля качества и их эффективность;
- рациональность расходования ресурсов;
- результаты финансовой деятельности, увязанные с ка
чеством, и т. д.
Оценка предприятий осуществляется посредством экспертной балльной оценки. Следует отметить, что в сумме баллов российского конкурса самая большая доля отводится характеристике удовлетворенности потребителя.
Этапы конкурса на соискание Премии выглядят следующим образом:
Декабрь
Январь — апрель Апрель — май Апрель—июнь Июль
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь Декабрь
Объявление через средства массовой
информации о проведении конкурса
и его условиях
Представление заявок на участие в конкурсе и уведомление заявителей
Предоставление материалов для участия в конкурсе
Экспертиза материалов конкурсантов
Отбор претендентов для проверки на местах | |||
Подготовка заключения для конкурсантов | |||
Проверка на местах | |||
Определение лауреатов | |||
Церемония награждения | |||
Анализ выполнения программы |
Конференция с презентацией победителей
В процедурах конкурсантов предусмотрено несколько ступеней оценок. К экспертизе материалов по самооценке и проверке конкурсантов привлекаются специально отобранные высококвалифицированные специалисты различных профессий. Это приводит к отсеву претендентов на каждой стадии.
Положительным в таких многоступенчатых оценках является то, что специалисты предприятия встречаются с экспертами или получают заключение по материалам самооценки, что может способствовать работам по совершенствованию в области качества.
Таким образом, если даже организация, принимавшая участие в конкурсе, не стала лауреатом, то в любом случае она получает объективную оценку представленных на конкурс материалов. Оценка экспертов представляется в виде отчета, содержащего отмеченные экспертами сильные и слабые стороны деятельности организации, а также балльную оценку, которая позволит организации сопоставить свой уровень с уровнем победителей. Кроме того, участие в конкурсе позволяет привлечь внимание коллектива организации к вопросам качества, активизировать усилия по их решению.
Практика строгого отбора конкурсантов приблизительно одинакова для всех премий. В результате в странах, где есть премии в области качества, ежегодно они присуждаются лишь 2— 4 предприятиям. Это естественно, так как высокий престиж премии должен соответствовать авторитету ее учредителя.
Если пойти на снижение уровня требований для финалистов конкурса, это может привести не только к потере авторитета учредителя, но и к ликвидации эффективности самооценок и работ по самосовершенствованию предприятия. Успех на всех направлениях возможен при условии, если каждый работник будет считать качество главным принципом оценки любой деятельности. Для этого он должен поверить в силу качества и ощутить выгоду от качественной работы.
Еще одной отличительной особенностью премии является то, что лауреатам вручаются призы и дипломы правительств (а не денежное поощрение). Они получают право использования символа премии в своих рекламных материалах. Такое подтверждение лидерства в области качества помогает создать имидж надежного и перспективного партнера, что полностью соответствует зарубежной практике. Для отечественных товаропроизводителей завоевание Премии по качеству очень актуально. Ведь сейчас для взаимоотношений между российскими и зарубежными партнерами характерен дефицит доверия. Предприятие же, которое побеждает в конкурсе на Российскую пре-
мию по качеству, попадает в разряд тех организаций, с которыми можно успешно сотрудничать.
Призы и дипломы лауреатам вручаются Председателем Правительства Российской Федерации, а это значит, что надежность предприятия фактически подтверждается Правительством Российской Федерации. Это создает новые возможности для заключения контрактов не только с отечественными, но и с зарубежными партнерами.
Исходя из вышесказанного, к совершенствованию системы качества на предприятии целесообразно подойти следующим образом:
- взять за основу стандарт ИСО;
- наращивать и совершенствовать систему, используя фи
лософию и подходы TQM;
- постоянно проводя самооценку по критериям премии
по качеству, совершенствовать систему в стремлении сокра
тить или ликвидировать отставание от лидеров — победителей
конкурса на премию по качеству;
- формировать и постоянно актуализировать методы уп
равления качеством на предприятии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии. М.: Изд-во стан
äàðòîâ, 1973. 172 ñ.
2. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров
(основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. 125 с.
3. Богатырев А.А., Филиппов Ю.Ю. Стандартизация статисти
ческих методов управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1989.120 с.
4. Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством про
дукции. М.: Изд-во стандартов, 1988. 104 с.
5. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.:
Изд-во стандартов, 1988. 80 с.
6. Гличев А.В., Панов В.П., Азгальдов Г.Г. Что такое каче
ñòâî? Ì.: Ýêîíîìèêà, 1968. 94 ñ.
7. Гличев А.В. Качество продукции и экономика. М.: Знание,
1968. 78 ñ.
8. ГОСТ Р 1.0—92. Государственная система стандартизации РФ.
Основные положения.
9. ГОСТ Р 1.5—92. Государственная система стандартизации РФ.
Общие требования к построению, изложению, оформлению и со
держанию стандартов.
10. ГОСТ Р 1.9—95. Государственная система стандартизации РФ.
Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия госу
дарственным стандартам.
11. Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года.
12. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня
1993 ãîäà.
13. Запорожец AM. Группы качества на промышленных пред
приятиях. М.: Изд-во стандартов, 1990. 37 с.
14. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии / Под
ред. АВ. Гличева. М.: Изд-во стандартов, 1976. 86 с.
15. Качество продукции: Экономический словарь / Под ред.
Т.Н. Калиновской. М.: Экономика, 1990. 96 с.
16. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.:
Изд-во стандартов, 1990. 37 с.
17. Курицын АН. Управление в Японии. М.: Наука, 1988. 138 с.
18. Лапидус В.А. Звезды качества // Стандарты и качество. 1997.
№ 7. Ñ. 47-53.
19. Медведев А.М. Международная стандартизация и сертифи
кация продукции. М.: Изд-во стандартов, 1989. 228 с.
20. Минин Б.А. Качество. Как его анализировать? М.: Финансы
и ñòàòèñòèêà, 1989. 96 ñ.
21. Мхитарян B.C. Статистические методы в управлении каче
ством продукции. М.: Финансы и статистика, 1982. 92 с.
22. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении
качества и надежности. М.: Изд-во стандартов, 1978. 243 с.
23. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. СПб.: Изд-
во ÑÏáÓÝÔ, 1996. 176 ñ.
24. Саката Сиро. Практическое руководство по управлению ка
чеством. М.: Изд-во стандартов, 1980. 58 с.
25. «Семь инструментов качества» в японской экономике. М.:
Изд-во стандартов, 1988. 80 с.
26. Сертификация качества — как это делается? / Б.А. Минин,
Г.Н. Сюткин, А.Г. Терехов, И.Н. Томохова. М.: Информцентр «Дирек
òîð», 1996. 65 ñ.
27. Сертификация продукции и услуг в РФ: Правовой режим
сертификации; Порядок и правила проведения сертификации; Гос.
контроль è íàäçîð. Ì.: Îñü-89, 1996. 112 ñ.
28. Сиськов В.И. Экономико-статистическое исследование ка
чества продукции. М.: Статистика, 1971. 108 с.
29. Статистические методы повышения качества / Под ред. Хи-
тоси Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990. 76 с.
30. Управление качеством: Учебник для вузов / Л.Е. Басовский,
В.Б. Протасов. М.: ИИЦ «Рассиана», 2000. 212 с.
31. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенков,
НД Ильенкова, В.С. Мхитарянидр. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.199с.
32. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000:
Руководство по подготовке, проведению и последующей сертификации.
Изд-во Eckhard Kreier. Kissing: Fomm-veri. Herkert-LosebL Ausg. 1995.416 с
33. Фейгенбаум А Контроль качества продукции. М.: Изд-во стан
äàðòîâ, 1994. 128 ñ.
34. Фудзики Н. Секреты кружков качества // Кружки качества
(ßïîíèÿ). 1989. ¹ 4. Ñ. 56-60.
35. Харрингтон Дж. X. Управление качеством в американских
корпорациях / Под ред. Л.А. Конарева. М.: Экономика, 1990. 272 с.
36. Чайка И.И. Конкурентная борьба предприятий — это сорев
нование систем управления качеством // Стандарты и качество. 1996.
№ 12. Ñ. 55-59.
37. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление
качеством: Учебник для вузов. М.: Изд-во стандартов, 1990. 284 с.
38. Шонбергер Р. Японские методы управления производством
(девять простых уроков). М.: Экономика, 1988. 251 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Научные основы управления качеством продукции.... 5
1.1. Экономическое содержание понятия
«êà÷åñòâî ïðîäóêöèè»................................................ 5
1.2. Качество продукции как объект управления...................... 10
Глава 2. Государственное управление качеством продукции Â ÐÔ 17
2.1. Государственная система стандартизации......................... 17
2.1.1. Цели и задачи стандартизации.................................... 17
2.1.2. Нормативные документы
по стандартизации и их применение.......................... 19
2.1.3. Участие РФ в международной стандартизации.... 26
2.2. Государственная система сертификации в РФ................... 30
2.2.1. Цели и характер сертификации.................................... 30
2.2.2. Порядок проведения сертификации............................ 33
2.2.3. Схемы сертификации продукции................................. 34
2.2.4. Схемы сертификации услуг........................................... 36
Глава 3. Количественные методы оценки качества................. 41
3.1. Квалиметрия как наука о количественной
оценке качества. Принципы квалиметрии............................ 41
3.1.1. Принципы, лежащие в основе квалиметрического
подхода к изучению качества...................................... 41
3.2. Ìåòîäû êâàëèìåòðèè...................................................................... 44
3.3. Особенности формирования совокупности
свойств иерархической структуры качества....................... 46
3.4. Назначение и классификация эталонов в квалиметрии... 48
3.5. Способы измерения абсолютных показателей
свойств êà÷åñòâà......................................................................... 49
3.6. Зависимость между измерением
и оценкой свойств в квалиметрии........................................... 53
3.7. Способы получения комплексной
оценки качества в квалиметрии............................................... 54
3.8. Способы определения весомости
отдельных свойств качества.................................................... 56
Глава 4. Методы управления качеством........................................ 59
4.1. Прогрессивные методы управления качеством
и их применения на этапах ЖЦП............................................ 59
4.2. Статистические методы управления качеством................. 62
4.2.1. Статистическое регулирование
технологического процесса.......................................... 62
4.2.2. Статистический приемочный контроль..................... 65
4.3. Японские «семь инструментов качества»............................. 70
4.3.1. Äèàãðàììà Ïàðåòî............................................................... 70
4.3.2. Причинно-следственная диаграмма........................... 72
4.4. Цели и принципы организации групп качества.................. 73
Глава 5. Организация прогрессивных систем управления
КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ................................................. 77
5.1. Сущность системного подхода к управлению качеством.... 77
5.2. Эволюция системного менеджмента качеством................. 79
5.2.1. Системы качества, соответствующие
стандартам ÈÑÎ................................................................ 84
5.2.2. Общефирменные системы управления
качеством............................................................................ 90
5.2.3. Системы качества, соответствующие
критериям национальных
или региональных премий по качеству..................... 92
Список ëèòåðàòóðû........................................................................................... 96
Учебное издание
Литвинова Алла Владимировна
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Учебное пособие
Главный редактор А.В. Шестакова
Редактор О. С. Кашук
Технический редактор Л.В. Субботина
Художник КН. Захарова
ЛР ¹ 020406 îò 12.02.97
Подписано в печать 19.03 20001. Формат 60x84/16.
Бумага типографская № 1. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 5,81.
Ó÷.-èçä. ë. 6,25. Òèðàæ 100 ýêç. Çàêàç. «Ñ» 21.
Издательство Волгоградского государственного университета. 400062, Волгоград, ул. 2-я Продольная, 30.