Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея подобного сговора – установление объема производства и цен на уровне, обеспечивающем максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний. Затем этот объем делится между участниками картеля в соответствии с определенными квотами или путем географического закрепления рынков.
Периодом расцвета картелей был период с конца ХIX века и до конца
20-х годов ХХ века, когда они действовали легально. После кризиса 30-х годов в большинстве стран картели были законодательно запрещены.
В настоящее время картели существуют как тайные сговоры. Официально они допускаются в умирающие отрасли или в экспортную деятельность под контролем государства.
«Игра по правилам»
Это компромисс между нескоординированной олигополией и картелем. Фирмы не заключают соглашений друг с другом, но подчиняют свое поведение определенным неписанным правилам:
|
|
∇ - лидерство в ценах, когда самая крупная фирма (лидер) единолично устанавливает цены для всей отрасли, но так, чтобы это устраивало и остальных;
∇ - «правило большого пальца», или принцип «издержки +»:
издержки + норма прибыли
Для того, чтобы определить цену, олигополисты оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определенного %.
Стандартная цена=АТС + АТС · p, = ATC (1 + p,)
В результате использования единой формулы ценообразования поведение конкурентов становится все более предсказуемым.
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Деятельность олигополий по ценообразованию и определению объемов производства во многом схожа с деятельностью монополий, и поэтому имеет те же положительные и отрицательные черты. Существует точка зрения, что олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае конкурентного рынка.
VI. МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ДВОЙСТВЕННАЯ РОЛЬ