Основы менеджента

Эволюция определений и школ менеджмента.

Без управления ни одна организация не может добиться успеха, однако управление как вид деятельности, наука появился не сразу.

Когда люди начали жить в организованных группах, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:

1. оборонительная

2. политическая (установление и поддержание порядка в группе)

3. экономическая (производство и распределение ограниченных ресурсов)

Пока группы были не велики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком, лидером группы. По мере увеличения групп и усложнения выполняемых работ появилась необходимость разделения труда.

Египетские являлись свидетельством не только культурного, но и управленческого искусства, т.к. для их создания требовались тысячи людей.

Практика управления привела к созданию многих правил, часть из которых актуальна и сегодня.

Так Платон настаивал на разделении труда.

Линейная структура управления государством применялась в римской империи.

Основной проблемой был сбор налогов, поэтому император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, которые в ходили в состав 12 групп, а те включались в 4 географических региона.

Для древних организаций характерно:

1. относительно не большое количество руководителей и почти полное отсутствие руководителей среднего звена.

2. управленческая работа за частую не выделялась из не управленческой деятельности

3. руководящие посты, чаще всего, занимались по праву рождения или силы

4. малое количество крупных организаций

Промышленная революция привела к разрушению традиционного общества. Были созданы десятки крупных организаций, что потребовало создания теории управления, основателем которой считается Фредерик Тейлор.

Выделяют 4 основные школы управления

1. научного управления

2. административную школу управления

3. школу человеческих отношений

4. школу науки и управления

Первая школа прежде всего исследовала возможность повышения производительности труда отдельного работника.

Административная школа известна своими работами по совершенствованию управления организацией в целом.

Школа человеческих отношений уделяла основное внимание изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей.

Школа науки и управления базировалась на систематическом изучении процессов в организации с применением математических методов и ЭВМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: