Бюджетно-налоговая система – это финансовая основа государственного регулирования территориального развития, которая включает в себя федеральный бюджет и региональные бюджетно-налоговые системы.
Универсальный принципов Бюджетного устройства РФ - принцип разделения бюджетов.
На федеральном и территориальном уровнях составляются два типа бюджетов.
По одному - собственному бюджету - финансируются расходы, относящиеся к компетенции того или иного уровня управления.
По другому - консолидированному - сводятся в единый документ все доходы и расходы нижестоящих бюджетов.
Консолидированный бюджет субъекта РФ состоит из: областного бюджета, бюджетов городов областного подчинения(городской бюджет и бюджеты городских районов) и бюджеты районов области(районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения).
Региональные бюджетные системы включают в себя:
- бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты)
- бюджеты муниципальных образований, которые включают в свой состав бюджеты городов и районов.
|
|
Механизм установления и регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей получил название «бюджетного федерализма».
Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере, в форме образования и расходования средств.
Три подхода к решению проблемы разделения собираемых налогов в федеративном государстве:
закрепление налогов за определенным уровнем власти и разграничение полномочий по взиманию налогов;
совместное использование базы налогообложения;
долевое распределение налогов.
Два основных способа передачи региональным бюджетам причитающихся им долей налогов:
1. Налоги остаются в распоряжении той административной единицы, на территории которой они были собраны.
2. Поступления могут направляться в централизованный фонд с последующим нормативно-расчетным распределением, например, по численности населения или среднедушевым доходам.
Реальные бюджетные системы государств со сложным территориальным устройством строятся, как правило, путем комбинирования всех трех указанных подходов.
Перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами является обычным элементом «бюджетного федерализма», оно осуществляется в двух формах:
перераспределение по вертикали, используется в случаях, когда расходы, закрепленные за определенным бюджетом, определенного уровня не могут быть обеспечены получаемыми в регионе доходами.
перераспределение по горизонтали имеет целью уменьшение неравенства между бюджетной обеспеченностью населения регионов, вызванного неравномерным размещением источников поступления средств.