Билет 1. Политические и правовые взгляды софистов

Мачин Игорь Федорович

Эпоха. Софистика зародилась в Древней Греции во второй половине V в. до н.э. В это время общественная жизнь выносится на городскую площадь, часто и подолгу ведутся заседания народных собраний и судов, в которых рассматриваются многочисленные дела по обвинению в государственной измене, растрате и др.

Владение искусством публично доказывать свою точку зрения, возбуждать сочувствие к себе и антипатию к оппоненту, способность использовать двусмысленность законов и договоров стали чрезвычайно актуальными. Софисты предоставили свободным грекам возможность получения глубокого общего, а также специального образования, включая овладение искусством красноречия. Софисты выступили как учителя мудрости («софия» — греч. «мудрость»). Наиболее известными софистами признают Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Калликла, Фрасимаха. Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агностицизм (абсолютное отрицание какого бы то ни было объективного знания о мире); + мифология.

Политические взгляды софистов: Протагор (491—481 гг. — конец V в. до н.э.).

Биография. Родился в Абдерах. Много путешествовал по Греции. Несколько раз останавливался в Афинах, где его высоко ценили политики. В 444 г. до н.э. Перикл поручил Протагору подготовить законопроекты для новой колонии в Фуриях.

Логическое основание политического учения: философский релятивизм и мифология. Протагор стоял у истоков западного релятивизма, согласно которому не существует абсолютной истины, а есть лишь мнения. Протагору принадлежит мысль: «человек есть мера всех вещей, — существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Основные работы: «Антологии», «О государстве». Эти работы не сохранились, но о них известно по преданиям.

Содержание политического учения. Протагор излагает свое политическое учение в форме мифа, о котором мы узнаем из диалога Платона «Протагор». Участники диалога — Протагор и Сократ, которые ищут ответ на вопрос: можно ли овладеть искусством управления государством-полисом? Миф о том, как Боги, помимо огня и кузнечества, при зарождении человеческого рода наделили людей чувством стыда и справедливости. Протагор делает заключение, что «всякому подобает быть причастным» к таким добродетелям, которые позволят каждому человеку понять, что такое полисная справедливость, а «иначе не бывать государствам». Тем самым каждый человек может быть полноправным участником принятия решений в условиях непосредственной демократии. Протагор обосновал, опираясь на миф, полисную демократию как заданную людям форму правления.

3 группы софистов, отличающихся их отношением к позитивному праву и к праву естественному.

1. Софисты, признававшие исключительную ценность позитивного права — права, которое создается людьми. (Протогор – «Законы – это изобретение славных древних законодателей», Горгий – «Законы – это стражи справедливости»). Прародители школы юридического позитивизма.

2. Софисты, которые противопоставляли позитивное право праву естественному, существующему по природе. Таким образом вводятся два источника права — человеческое соглашение и природа. (Гиппий – «Закон, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе», Антифонт – «По природе мы все абсолютно равны: и греки, и варвары» – эта идея в Декларации прав человека: «Все рождаются равными», Алкидам и Ликофрон – «Природа никого не создала рабом»). Естественное право с нравственной точки зрения выше, чем право волеустановленное. Стояли у истоков естественного права.

3. Софисты, у которых критика позитивного права сопровождалась объяснением социального назначения этого права. (Фрасимах – «Право служит интересам сильных, тех, кто у власти», Калликл – «Право выражает интересы слабых, которых большинство», сильный и благородный должен обладать имуществом слабого и глупого, противник демократии, теоретик тирании). Стояли у истоков социологической школы правопонимания.

Значение правовых взглядов софистов заключается в том, что они:

• первыми предложили деление права на право естественное («физис») и право позитивное, условное («номос»);

• выступили основоположниками современной теории прав человека, опираясь на естественноправовую теорию. С позиций естественного права они обосновали правовую аксиомуравенство людей (по Гиппию, все люди «род- ственники, свойственники и сограждане — по природе, а не по закону»). Тем самым подверглась сомнению незыблемость закона, разделившего всех людей на рабов и свободных;

• благодаря различению права на позитивное и естественное нашли критерий критики позитивного права;

• объяснили факт разнообразия законов тем, что они могут быть случайными приспособлениями к обстоятельствам места и времени и могут зависеть от произвола (всякий влиятельный политик может способствовать их изменению).

Правовые идеи, выдвинутые софистами, стали импульсами для дальнейшего развития западной правовой науки. Правоведы использовали модель естественноправового мышления в средние века, а затем и в Новое время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: