Внутреннее устройство и органы Государственной Думы.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов.
К ее ведению относятся:
1. дача согласия Президенту на назначение председателя Правительства;
2. решение вопроса о доверии Правительству;
3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
4. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
5. объявление амнистии;
6. выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности;
7. принятие федеральных законов.
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией федеральными конституционными законами, федеральными законами и Регламентом.
|
|
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Дума принимает решение о числе заместителей Председателя.
Председатель Государственной Думы:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Думы;
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом, Советом Федерации, Правительством, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека, со Счетной палатой, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах;
з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения (далее - профильный комитет);
и) подписывает постановления Думы;
к) направляет в Совет Федерации проекты законов;
|
|
_________________________________________________________________
Билет № 17
1. Право граждан на участие в управлении делами государства.
Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:
1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Право участия в управлении делами государства адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует «в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.
2. Компетенция Совета Федерации. Органы и должностные лица Совета Федерации.- это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.
Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира
Органами Совета Федерации являются:
Совет палаты;
комитеты Совета Федерации;
комиссии Совета Федерации.
Должностными лицами Совета Федерации являются:
Председатель Совета Федерации;
первый заместитель Председателя Совета Федерации;
заместитель Председателя
председатель комитета, комиссии
первый заместитель и заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации,член комитета, комиссии Совета Федерации.
__________________________________________________________________
Билет № 18
1. Право граждан на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положенияхКонституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации,Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.Согласно ст. 31 Конституции России граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
|
|
2. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
3. Элементы правового статуса.
4. 1. Функции депутата.
5. 2. Права и обязанности.
6. 3.Гарантии.
7. Функции депутата - это основные направления их деятельности, в процессе осуществления которых депутаты решают стоящие перед ними задачи.
Функции:
1. участия депутата в выявлении, изучении, формировании и выражении воли избирателя;
2. функция участия депутата в подготовке, принятии и выполнении решений представительного органа;
3. функция участия депутата в осуществлении контроля за реализацией решений представительного органа, заработай государственных органов, предприятий, организаций и учреждений;
__________________________________________________________________
Билет № 19
1. Понятие и перечень социально-экономических прав и свобод.
это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие.
|
|
- Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
- Право на частную собственность
- Трудовые права (право на труд и свободу труда)
- Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
- Право на социальное обеспечение
- Право на жилище
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Право на справедливое взимание налогов
- Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.
- Право на свободный выбор профессии
2. Правовое регулирование роспуска Государственной Думы.
согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
Конституция РФ в ст. 111, 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;
3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.
Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:
1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ
__________________________________________________________________
Билет № 20
1. Основные обязанности человека и гражданина.
Статья 44. Равенство обязанностей и прав
Каждый гражданин несет равные обязанности и права, предусмотренные законом.
Статья 45. Соблюдение Конституции Республики Тыва и законов Республики Тыва
Каждый обязан соблюдать настоящую Конституцию и законы Республики Тыва, уважать права, свободы и достоинство других лиц.
Статья 46. Участие в военной службе
Гражданин Российской Федерации несет военную службу. Порядок привлечения граждан к военной либо альтернативной гражданской службе устанавливается федеральным законом.
Статья 47. Охрана окружающей среды
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 48. Охрана исторического, культурного и духовного наследия
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического, культурного и духовного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.
Статья 49. Обязанности родителей и детей
1. Родители или лица, их заменяющие, обязаны содержать и воспитывать детей до совершеннолетия и обеспечивать получение ими основного общего образования.
2. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих престарелых и нуждающихся в посторонней помощи родителей.
Статья 50. Обязанность платить налоги и сборы
Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
2. Внесение законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации.
__________________________________________________________________
Билет № 21
1. Гарантии основных прав и свобод.
— предусмотренные Конституцией РФ условия и средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану.
Обычно выделяются две группы гарантий — общие и специальные гарантии. Общие гарантии — это наличие конституционного строя, основанного на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права, развитого экономического строя, типа экономики и социальной политики государства, обеспечивающих реальность социально-экономических прав и свобод; состояние политического режима и политической атмосферы, зрелость институтов гражданского общества и развитая демократия, предрасполагающие к активному участию в политической жизни страны. Это также материальное благополучие людей (материальная основа прав и свобод), отсутствие сложных социальных конфликтов, благоприятная духовно-культурная атмосфера, способствующая приобщению человека к истинным духовным ценностям, и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности основных прав и свобод граждан.
К специальным гарантиям относятся: а) закрепленные в Конституции механизмы, средства — гарантии основных прав и свобод; б) деятельность конституционно уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод. Это право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; гарантированная Конституцией каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46); предусмотренное Конституцией право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53); положение Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (запрет обратной силы закона — ст. 54); установленный в Конституции запрет, обращенный к законодателю, не издавать законов, отменяющих или ущемляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55); закрепление в Конституции гарантий правосудия: презумпция невиновности (ст. 49); право каждого задержанного, заключенного под стражу пользоваться помощью адвоката (ст. 48), запрет повторного осуждения за одно и то же преступление; недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора (ст. 50) и др.
2. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации.
3. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если иной порядок не предусмотрен законодательством или Регламентом. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных его положений Конституции РФ, актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета палаты. Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом РФ, Правительством РФ, субъектом РФ, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. В ходе рассмотрения заслушиваются предложения и замечания депутатов и депутатских объединений, полномочного представителя Президента РФ, представителей Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ и других лиц, приглашенных для участил в обсуждении.
4. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или принять закон. В случае принятия законопроекта Дума устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
5. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Это решение оформляется постановлением.
________________________________________________________________
Билет № 22