Теории поведения человека в организации. Поведение человека- совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией

Поведение человека- совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е.пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов делав условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляяч активность, находят возможности для сотрудничества. Поуедение человека в организации определяется его собственными чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности- особенностями группы, в которую он включен, условиями совместной деятельности, своеобразием организации и страны, в которых он работает. На поведение работников организациивлияют и внешние факторы:круг общения, роль,характеризующая совокупность действий,статус.

У человека имеются две степени свободы в построении своего поведения в организации: с одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения- принимать или рне принимать существующие в организации формы и нормы поведения, а с другой- может принимать или не прнимать ценности организации, разделять или не разделять ее философию. Каждый тип поведения характеризуется объективными и субэективными мотивами, пониманием его необходимости, склонностью к нему. В зависимости от того, как сочетаются основополагающие сосотавляющие поведения, может быть выделено четыре типа поведения человека в организации.

Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и от того. Насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.

Второй тип поведения (приспособленец) характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят опредлеленное удовлетворение. Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а достиженеи комфортного сотояния.

Третий тип поведения (оригинал) характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, успешно приспособиться к организационному окружению.

Четвертый тип поведения ( бунтарь) харктеризуется тем. что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Необходимость определенного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важности, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В этих условиях выполнение функций руководства или подчинение воспррнимается как насилие над личностью. Посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации и люди, ведущие себя таким образом, ей не нужны. Однако в большинстве случаев»бунтари»порождают множествопроблем, существенно усложняющих жизнь организации и даже наносящих ей большой ущерб


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: