Познание как диалектика чувственных и логических форм

Сенсуализм – философское направление, обосновывающее первичную необходимость чувственного знания. Сфомировался в античности. Опирается на повседневный опыт людей, в ходе которого проверяется правильность чувственного знания.

Аргументы сенсуалистов:

1. Чувства открывают нам объективность мира вне нас

2. Чувства открывают субъекту единичность существующих начал, то есть мир вне человека живет в форме единичных исходных образований

3. Чувства открывают нам лицо каждой единичности, то есть многообразие.

Tabula rasa – «чистая доска», объекты отпечатываются на ней через чувства. Наше сознание – заполненная доска, на основе которой работает разум.

К сенсуализму относится ранняя греческая философия. Идеи были развиты Аристотелем, в Средние века – Уильям Оккам, далее идеи развивал Джон Локк. Илеалистический сенсуализм развивал Дж. Беркли. Современные феноменалисты и герминевтики. Принцип сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сенсуализм не отрицает роли разума.

Рационализм развивается на критике сенсуализма и преобладает в философском мышлении.

Аргументы рационализма:

-чувства обманывают нас и являются относительными, а разум открывает устойчивую неизменную ценность вещей

-чувства фиксируют только случайное, временное, а разум объясняет причины, основания, законы.

-чувства свидетельствуют о единичности, а разум открывает отношения и связи.

-чувства открывают только феноменологическое, внешнее, а разум – единство различных вещей, законы, отношения, связи, глубину, сущность, первоначало.

Поэтому кредо рационализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».

"Чувственность" и "рациональное мышление" нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные "способности" познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема "чувственности" и "мышления" реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: