Фрейд З.: «...есть боязливые люди, но вовсе не нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху».
«Как бы там ни было, несомненно, что проблема страха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить свет на всю нашу душевную жизнь».
«...страх является ходкой монетой, на которую меняются или могут обмениваться все аффекты, если соответствующее содержание представления подлежит вытеснению».
«Подобно тому как попытка бегства от внешней опасности сменяется стойкостью и целесообразными мерами защиты, так и развитие невротического страха уступает образованию симптомов, которые сковывают страх».
«Позвольте нам обобщить сведения из наблюдений о боязливости детей: инфантильный страх имеет мало общего с реальным страхом и, наоборот, очень близок к невротическому страху взрослых. Как и последний, он возникает из неиспользованного либидо и замещает недостающий объект любви внешним предметом или ситуацией».
«Страх, будучи аффективным состоянием, является воспроизведением старого, грозящего опасностью события, страх служит самосохранению и является сигналом новой опасности, он возникает из либидо, каким-то образом оставшегося неиспользованным, и в процессе вытеснения сменяется образованием симптома, словно он связан психически, — чувствуется, что здесь чего-то не хватает, что соединяет фрагменты в целое».
«...мы приветствовали как желательное то соответствие, что три основных вида страха: реальный страх, невротический и страх совести — без всякой натяжки согласуются с тремя зависимостями Я—от внешнего мира, от Оно и от Сверх-Я».
«Не вытеснение создает страх, а страх появляется раньше, страх производит вытеснение».
«...страх кастрации является одним из наиболее часто встречающихся и наиболее сильных двигателей вытеснения, и тем самым, и образования неврозов».
«Страх перед Сверх-Я обычно не доложен исчезать, так как он в качестве страха совести необходим в социальных отношениях, и отдельный человек только в самых редких случаях может стать независимым от человеческого общества».
Контрольные вопросы
1. В чем состоит различие между страхом, испугом и боязнью?
2. Какие виды страха рассматривались З. Фрейдом?
3. Каково различие между реальным и невротическим страхом?
4. Каково психоаналитическое понимание причин возникновения и развития страха?
5. Как З. Фрейд объясняет отношения между вытеснением и страхом?
6. Что является первичным страхом в понимании З. Фрейда?
Литература
1. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.
2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. - С. 173-80.
З. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. — Минск, 1998. — С. 241-321.
4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции — М, 1995. — С 250-263, 349-358.
5. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // З Фрейд. Психоаналитические этюды — Минск, 1997. — С. 273-369.
Тема 13 Психоанализ и религия
Психоаналитическое объяснение возникновения религии. Замена естествознания психологией. Религия как реакция на беспомощность человека перед силами природы. Придание силам природы характера отца и превращение их в богов.
Тотемизм как первая форма проявления религии. Связь религии с социальными образованиями, нравственными запретами, моральными предписаниями.
Патриархат и матриархат. Очеловечивание почитаемых существ. Обожествление праотца. Соединение божественных свойств в одном лице. Религиозные представления как достижения культуры.
Психологическое значение религиозных представлений. Происхождение иллюзий из человеческих желаний.
Религиозные представления как исторические реминисценции. Параллели между детскими неврозами и состояниями человечества, аналогичными неврозами. Религия как общечеловеческий навязчивый невроз.
Вера и разум. Жизнь без религиозных иллюзий. Логос как Бог. Вера в разум.