В рыночных условиях экономические методы занимают ведущее место в системе методов управления. Экономические методы – это совокупность средств воздействия на материальные интересы и создания экономической мотивации объекта управления.
Они реализуются в форме оплаты труда, вознаграждения, доходов, прибыли, цен, кредитов, налогов либо вычетов, штрафов, пени и др. Экономические подходы к управлению начали внедряться в начале XX в. основоположником научного менеджмента Фредериком Тейлором. Ф. Тейлор уделял большое внимание проблемам повышения эффективности труда работников.
Сущность экономических подходов – в материальной мотивации, т.е. ориентации на:
1. выполнение определенных показателей или заданий,
2. получение материального вознаграждения за результаты работы.
Эффективность и «привлекательность» данной группы методов в современных условиях высока, что обусловлено в целом невысоким жизненным уровнем населения.
В настоящее время перечень экономических методов весьма широк. На их основе удается объединить в единую систему:
|
|
1. государственное регулирование,
2. экономические интересы предприятий,
3. материальную заинтересованность работников.
Экономические методы реализуются на трех уровняхуправления:
1. макроуровень: государство и экономика в целом;
2. мезоуровень: система и предприятие;
3. микроуровень: коллектив, группа, индивидуум.
Структура методов этой группы представлена на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Экономические методы управления
Экономические методы на макроуровне – это приемы государственного регулирования, которые включают: государственное прогнозирование; национальное программирование; государственные заказы; финансово-кредитную, инвестиционную, налоговую, ценовую политику; протекционизм и др.
На основе макроэкономических приемов управления государство определяет хозяйствующим субъектам «правила игры» на экономическом поле страны. Суть государственного регулирования – в выборе ориентиров экономического развития при максимальном учете интересов всех членов общества.
Государственное регулирование рыночной экономики обусловливает:
1. уровень развития производства и научно-технического прогресса,
2. социальную защиту граждан,
3. развитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения,
4. охрану окружающей среды и других важнейших сфер жизнедеятельности общества.
Экономические методы на мезоуровне – это приемы управления конкретной организацией, системой, отраслью, регионом. Они направлены на развитие объекта управления, поддержание и улучшение основных параметров его функционирования, повышение конкурентоспособности. Они включают внутрифирменное планирование; коммерческий расчет; бюджетирование; распределение прибыли; ценообразование; анализ хозяйственной деятельности и др.
|
|
Результатом внутрифирменного планирования является бизнес-план. Бизнес-план– это документ, в котором описываются основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться хозяйствующий субъект, определяются основные способы решения этих проблем.
Состав и структура бизнес-плана могут различаться в зависимости от характера и условий хозяйствования. Однако содержательная сторона бизнес-плана должна отражать следующие разделы: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план закупки и реализации, организационный план; финансовый план.
Экономические методы на микроуровне – это приемы оказания стимулирующего воздействия на персонал предприятия, группу лиц, конкретного работника в целях мотивации трудовой деятельности. Они включают выплату заработной платы и премий, а также установление доплат, надбавок и льгот за участие в прибылях, бонусы, опционы; вычеты, штрафы и др.
Экономические методы могут выражаться в:
1. прямой форме – денежная основа проявляется открыто – цены, кредиты, премии;
2. косвенной форме – имеют внестоимостную форму, в них денежная составляющая выражена завуалировано – это оплата питания, обучения, жилищно-коммунальных, транспортных расходов, связи и др.
Современные компании объединяют предоставляемые привилегии в общую систему поощрения, предоставляют работникам возможность выбора предпочтительных форм стимулирования.
В российской практике воздействие на трудовую активность оказывается более эффективным не поощрением, а наказанием, т.е. путем применения штрафов, вычетов, неустоек.
Действенность системы экономического стимулирования персонала зависит от соблюдения требований:
1. показатели оценки труда должны быть конкретными и четко сформулированными;
2. система стимулирования должна быть ясной, гласной и объективной;
3. выполнение каждого показателя должно легко учитываться и контролироваться;
4. воздействие должно применяться к лицам, которые имеют непосредственное отношение к результатам работы;
5. система стимулирования должна быть увязана с результатами работы.
Материальное стимулирование персонала эффективно когда вознаграждения не носят гарантированный характер и подбираются индивидуально, с учетом потребностей конкретного работника.
С развитием рыночных отношений значение экономических методов управления усиливается. Активное использование этих методов позволяет укрепить финансовое положение организации, повысить ее конкурентоспособность и добиться благополучия коллектива и каждого работника.
Однако повышение роли экономических методов в системе управления осложняется факторами: кризисные и инфляционные явления в экономике, нестабильность экономического положения, колебания валютного курса и др. Поэтому практика современного менеджмента предполагает использование совокупности методов: экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических.
Только комплексное применение данных методов способствует оптимальному достижению целей организации.