Усложнение психики и увеличение приспособительных возможностей организма прямо связано с развитием
в ходе эволюции нервной системы. Существует прямая зависимость между уровнем развития нервной
системы живого существа и сложностью его взаимодействия с внешним миром (Гаврилов В., 1997).
Поэтому одной из важнейших проблем в психологии является проблема научения. В основе научения могут
лежать различные механизмы 1.
По степени активности организма выделяют реактивное научение, при котором организм непроизвольно
реагирует на внешние воздействия, и оперантное научение, когда организм сам инициирует активное
взаимодействие со средой. По акценту на изменениях во внешнем поведении или во внутренней картине
мира можно различать поведенческое и когнитивное научение.
Формой реактивного научения в рамках инстинктивного поведения является импринтинг, т. е. мгновенное и
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 38
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
39 of 147
необратимое запечатление некоторых свойств среды, по отношению к которым разворачивается поведение. Например, многие животные в первые часы после рождения запечатлевают образы родителей, братьев и сестер, место обитания.