Тема: ОСНОВНЫЕ ПЛОСКОСТИ СУДНА. ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА. КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛНОТЫ.
Теоретическая часть:
Основные плоскости судна
Общее представление о характере обводов можно получить по сечениям корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис. 3.1):
1). вертикальной продольной плоскостью, проходящей посредине ширины судна, называемой диаметральной плоскостью (сокращенно ДП);
2). вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине расчетной длины судна, называемой плоскостью мидель-шпангоута;
3). горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды и называемой плоскостью ватерлинии. Либо за горизонтальную плоскость принимают плоскость, проходящую через самую нижнюю точку корпуса судна перпендикулярно диаметральной плоскости. Называют её основной плоскостью.
Рис. 3.1. Главные плоскости судна и система координат,
связанная с судном
Корпус судна симметричен относительно диаметральной плоскости и, как правило, несимметричен относительно плоскости ватерлинии и плоскости мидель-шпангоута.
|
|
Сечение корпуса плоскостью мидель-шпангоута характеризует полноту обводов в средней части, показывает форму поперечного сечения судна — наклон бортов, килеватость днища, размер и форму скулы, погибь палубы.
Килеватость днища образуется наклоном днища от ДП к бортам. Суда с большим наклоном называются острокильными.
Скула — закругление в месте перехода борта в днище — может иметь больший или меньший радиус, благодаря чему она будет соответственно менее или более выражена.
Погибь — это уклон палубы от ДП к бортам. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палубы надстроек). Вода, попадающая на палубы, благодаря наличию погиби, стекает к бортам и оттуда отводится за борт. Стрелку погиби (максимальное возвышение палубы в ДП по отношению к бортовой кромке) обычно принимают равной 1/50 ширины судна. В поперечном сечении погибь представляет собой параболу, иногда, для упрощения технологии изготовления корпуса, ее образуют в виде ломаной линии.
Платформы и палубы, лежащие ниже верхней палубы, погиби не имеют.
Плоскость мидель-шпангоута делит корпус судна на две части — носовую и кормовую.
Оконечности корпуса выполняются в виде штевней (литых, кованых или сварных). Носовой штевень называется форштевнем, кормовой — ахтерштевнем.
Сечение корпуса диаметральной плоскостью дает представление о форме штевней, а также палубной и килевой линий. Форма штевней бывает весьма разнообразной и зависит от типа и назначения судна. Палубная линия у морских судов имеет обычно вид плавной кривой с подъемом от средней части в направлении носа и кормы и образует седловатость палубы. Основное назначение седловатости — уменьшить заливаемость палубы при плавании судна на волнении и обеспечить непотопляемость при затоплении его оконечностей.
|
|
Речные и морские суда с большой высотой надводного борта седловатости, как правило, не имеют.
Подъем палубы в корме устанавливают, исходя, прежде всего, из условия незаливаемости и непотопляемости.
Диаметральная плоскость делит корпус судна на две симметричные части — правого и левого борта (если встать в ДП лицом к носу, то справа будет правый борт (ПрБ), а слева — левый (ЛБ).
Сечение корпуса плоскостью ватерлинии дает представление о форме бортовых обводов судна в горизонтальной плоскости.
Различают конструктивную, грузовую и расчетную ватерлинии..
Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называют линию, положенную в основу построения теоретического чертежа и соответствующую полученному предварительным расчетом полному водоизмещению.
Грузовой ватерлинией (ГВЛ) называют кривую пересечения поверхности судна горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды при плавании судна с полным грузом. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают.
Расчетной ватерлинией называют ватерлинию, соответствующую осадке судна, для которой определяют его характеристики.
Главные плоскости определяют систему координат, связанную с судном. За начало координат принимается точка пересечения главных плоскостей, за ось Ох принимается линия пересечения диаметральной и основной плоскостей с положительным направлением в нос, ось Оу образуется линией пересечения плоскостей миделя и основной с положительным направлением на правый борт; ось Оz направлена вертикально вверх и образуется пересечением плоскостей миделя и диаметральной.