Вопрос о соотношении философии и науки важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии. Является ли философия наукой? Находится ли она в одном ряду с другими науками или занимает совершенно особое место, будучи самостоятельной формой культуры?
От ответа на эти вопросы зависит трактовка взаимосвязи философии и частных наук. Под частными науками понимаются науки, изучающие отдельные области реальности. Это такие науки, как физика, химия, биология, экономическая теория, литературоведение, правоведение, языкознание и др. Таким образом, наука сегодня — это семейство разнообразных дисциплин. Вместе с тем есть основания говорить о «науке вообще», т.е. об общих чертах, характерных для всякого научного познания — научного познания как такового. Очевидно, что научное познание отличается от ненаучного — обыденного, художественного и т.д.
В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако очевидно, что так было не всегда. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.
Существует ряд точек зрения на возникновение науки. Обратим внимание на две, наиболее широко представленные в литературе.
В соответствии с одной из них наука возникает в Древней Греции приблизительно в ту же эпоху, когда возникает философия, -в VI—V вв. до н.э. В этот период происходит освобождение сознания от плена мифологического мышления, в результате чего появляются философия и наука.
Основанием для такого взгляда является факт развития в Древней Греции после отмеченного времени ряда отраслей научного знания. Прежде всего это математика, а также некоторые другие знания, в
частности, биологические, медицинские, астрономические. Особое значение имели математические познания греков. Древняя Греция создала образцы математического знания, неизвестные ни предшествующим эпохам, ни другим цивилизациям. Речь идет прежде всего о трудах Эвк-лида (ок. 330-277 гг. до н.э.) и Архимеда (287-212 гг. до н.э.). Произведение Эвклида под названием «Начала» (т.е. «принципы», «основные элементы») заложило основы геометрии. Эвклид и Архимед первыми представили образцы строгой математической теории. Все положения такой теории логически обоснованы и взаимосвязаны. Математика древних греков впервые стала строится как теоретическая наука, а не как лишь средство, пригодное для нужд практического измерения. Эвклид и Архимед создают свои теории в стремлении обнаружить математические закономерности. Их интересуют закономерности сами по себе, а не то, как они могут быть применены на практике. Лишь после того как искомые закономерности обнаружены и сформулированы, выясняются возможности их широкого практического применения. Древним грекам удалось создать строгие теории только в области математики. В остальных сферах их знания представляли собой лишь более или менее систематизированные результаты непосредственных наблюдений.
В области естествознания грекам не удалось создать ни одной строгой научной теории. Открытая ими математика не нашла широкого применения для объяснения природных закономерностей. На факт отсутствия в Древней Греции строгих естественнонаучных теорий обращает внимание другая концепция возникновения науки. Ее придерживается наибольшее число историков науки.
Согласно этому взгляду наука в собственном понимании возникает в Европе начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера (1571-1630), Г. Галилея (1564-1642), X. Гюйгенса (1629-1695), И. Ньютона (1643-1727).
Рождение науки связано с естествознанием, которое строит математические модели изучаемых явлений, сопоставляет их с экспериментальными данными, проводит рассуждения посредством мысленного эксперимента. Возникают естественнонаучные теории сначала в механике, а затем в различных областях физики. Эти теории не являются только лишь систематизацией опыта и наблюдений. Они строятся на введении особых понятий абстрактно-теоретического характера. Поэтому они связаны с математическим моделированием.
Возникновение экспериментально-математического естествознания на основе механики и физики знаменовало собой рождение знания особого типа. С ним стали связывать особенности научного знания вообще. Экспериментально-математическое естествознание надолго определило идеал научности. Под идеалом научности принято понимать совокупность представлений о том, каким должно быть научное знание в отличие от знания ненаучного. Идеал научности определяет, каким крите-22
риям должно соответствовать научное знание, как оно соотносится с экспериментом, каковы его практические возможности и т.д.
В XVII в. складываются первые сообщества ученых. Это сообщества людей, осознавших свои особые задачи и общественную роль. Поэтому можно говорить о рождении науки как особого социального института в XVII в. В 1662 г. возникает ставшее впоследствии знаменитым Лондонское Королевское общество ученых, в 1666 г. — Парижская Академия наук.
Первые ученые не стремятся к противоборству ни с господствующей религией, ни с государственной властью, ни с традиционными философскими воззрениями. Они ищут для науки место в сложившейся структуре знаний и общественных институтов, определяют ее собственную «нишу». Иначе и не могло быть: при рождении наука была столь слаба, что всякая конфронтация с существующей системой институтов и знаний была бы для нее губительной. Конечно, полностью избежать конфликтов не удалось: случай Г. Галилея, как и другие подобные, — яркое тому подтверждение. Однако первые ученые стремятся избежать противостояния. Напротив, они ищут покровительства у «сильных мира сего» — королей, герцогов, богатых меценатов и создают добровольные общества свободных испытателей природы — естествоиспытателей. Характерно и то, что наука возникает вне стен университетов, которые традиционно служили целям подготовки кадров богословов для католической церкви. Лишь постепенно, в течение XVIII — начало XIX в. наука проникает в рамки университетского образования. С этого момента наука становится деятельностью в полной мере профессиональной. Ученые-любители сменяются учеными-профессионалами. Во-первых, работа ученых в университетах стала постоянно оплачиваемой, а не осуществляемой на случайные средства, как было ранее. Во-вторых, университеты проводили регулярную подготовку кадров ученых. В-третьих, в университетах обеспечивалась преемственность научных идей. В дальнейшем университеты ведут научную работу и подготовку кадров в тесном взаимодействии с разнообразными содружествами ученых — академиями, научными обществами и т.д.
В период возникновения наука отчетливо не осознает себя чем-то радикально отличным от философии. Первые ученые называют свои труды «позитивной экспериментальной философией». Пути и методы научного изучения природы обосновываются философски. Особый вклад в обоснование науки и методов научного познания внесли такие мыслители, как Ф. Бэкон (1561-1626), Р. Декарт (1596-1650), Дж. Локк (1632-1704), Г. Лейбниц (1646-1716) и др.
Во многих случаях одни и те же люди выступают и как философы, обосновывающие правомерность научного познания, и как ученые-естествоиспытатели. Будучи убеждены в перспективности научного изучения природы, они подчас остро критикуют традиционную для Западной Европы схоластическую философию, тесно связанную с
античными взглядами на природу. Однако первые ученые убеждены в совместимости их воззрений с христианским мировоззрением. Они полагают, что, разгадывая тайны природы, они лишь расшифровывают «письмена Бога». Они убеждены, что читают Книгу Природы, в которой Творец запечатлел определенные закономерности. Природа не является хаотическим сцеплением разнородных частей. В силу замысла Творца в ней присутствуют закономерности. Человек, будучи наделен разумом, способен познать их. Такого взгляда на научную работу придерживались не только первые ученые, но и многие исследователи природы в последующие времена, вплоть до наших дней. Однако важно подчеркнуть, что первые этапы развития науки не были связаны с конфронтацией ее ни с религией, ни с другими формами культуры, в том числе с философией.
По мере развития науки и роста ее общественного влияния отношения науки с другими формами культуры все более усложнялись. Могущество науки со временем создало условия для экспансии науки. Экспансия (букв, «расширение») означала распространение науки на все без исключения сферы жизни человека.
Экспансия предполагает вытеснение наукой всех других форм культуры — религии, философии, искусства. Первая волна экспансионистских устремлений науки пришлась в Европе на середину XIX столетия. В России такая волна впервые явственно наблюдается в 60-е гг. XIX в. В это время модой становится отрицание значения сфер культуры, непосредственно не связанных с наукой, с естествознанием. Убежденность в превосходстве естественнонаучного подхода над всеми другими запечатлена, например, в образе Базарова из известного романа И.С. Тургенева. Волны преувеличенной оценки возможностей науки повторяются периодически. Как правило, они совпадают с периодами значительных успехов какой-либо отрасли научного познания.
В наши дни особые надежды сторонников абсолютного доминирования науки обращены к успехам кибернетики и связанного с ней широкого распространения компьютеров. Не меньшие надежды продолжают возлагаться на генетику — науку о законах наследственности живых организмов. Экспансия науки выражается, в частности, в стремлении полностью и без остатка «онаучить» человека и его бытие. Такое «онаучивание» означало бы полное исключение из жизни элементов поэзии, искусства, мифа, религии. Преувеличенные упования на науку обычно связаны со стремлением к абсолютному господству над природой. Природа представляется не более, чем объектом манипулирования и средством удовлетворения потребностей общества. Столь же характерна для экспансии науки установка на переделку природы самого человека. Возникают проекты искусственного моделирования человека, создания людей с заранее заданными свойствами и т.д. Такая установка грозит полностью вытеснить из человеческих отношений элементы гуманности, сочувственного отношения человека к человеку.
Таким образом, развитие науки сопровождается вызовами с ее стороны, обращенными ко всей культуре, прежде всего культуре гуманитарной. Испытывает такие вызовы и философия.
Рост влияния науки поставил перед философией множество проблем. Прежде всего возникла необходимость дать четкий ответ на вопросы: является ли философия наукой и каково ее отношение к науке! Обратим внимание на три основных варианта ответа на эти вопросы.
Первый вариант связан с отказом от самостоятельного значения философии. С этой точки зрения философия должна выполнять слу-жебно-подчиненную роль по отношению к науке. Такая позиция наиболее ярко выразилась в неопозитивизме и родственной ему аналитической философии — направлениях, возникших в 20—30-х гг. XX столетия. Сторонники этих направлений считали, что назначение философии в том, чтобы быть деятельностью по логическому анализу языка науки1. Философ должен быть занят проблемами, связанными с изучением процесса научного познания, т.е. быть методологом науки. Ученый изучает реальность, а философ-методолог описывает, что ученый при этом делает, и проясняет смысл его действий — так видится роль философии с данной позиции.
Второй вариант реакции на возрастающее значение науки состоит в стремлении превратить философию в строгую науку, подобную физике или математике. Наиболее ярко этот вариант представлен феноменологией. Основатель феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859—1938) писал, что «интересы человеческой культуры требуют образования строго научной философии»2. Э. Гуссерль и его последователи были заняты разработкой особого метода, который позволил бы превратить философию в науку. О своих претензиях на создание научной философии заявляли и некоторые другие направления философской мысли.
Третий вариант состоит в признании того, что философия не является и не должна быть наукой. Она есть нечто принципиально отличное от науки, как и от остальных форм культуры. «Да, философия — не наука. Она больше чем наука», — писал, например, испанский философ X. Ортега-и-Гассет3. Выражение «больше чем наука» здесь не означает «лучше». Речь идет о том, что философ должен быть знаком с достижениями науки, но не ограничиваться простым комментарием к ним. Обобщая достижения науки, философия прибавляет к ним новое знание, которое не могут дать частные науки. Кроме того, философия решает особые задачи и выполняет особые общественные функции, отличные от задач и функций науки (см. пп. 1—4 данного раздела).
1 См. более подробно: Аналитическая философия: Избр. тексты/Сост., вступ. ст.
и прим. А.Ф. Грязнова. М., 1993.
2 Гуссерль Э. Философия как строгая наука//Хрестоматия по зарубежной фило
софии конца XIX — начала XX столетия/Под общ. ред. А.В. Соколова. М., 1995. С. 25.
3 Ортега-и-Гассет X. Указ. соч. С. 22.
Наиболее распространенными в современной философии являются второй и третий варианты. Тем не менее следует отдать предпочтение третьему варианту, открыто признающему особый статус философии. Одновременно следует отметить вклад аналитической философии и феноменологии в развитие философского знания, науки и культуры в целом.
В рамках третьего варианта не отвергается близость философии и науки. Наиболее отчетливо эта близость проявляется в методе: и наука, и философия являются рациональными формами познания. Они стремятся к логической строгости и обоснованности. Художественный образ, метафора, элементы веры играют как в философии, так и в науке вспомогательную роль. Но и в рамках метода имеются различия. Так, для философии не характерен эксперимент, без которого наука в большинстве случаев немыслима. Применимость математики для решения философских проблем далеко не так очевидна, как это признается для большинства научных дисциплин. Еще более значительны отличия между философией и наукой в содержании, целях общественных функций и т.д.
Различия не являются помехой для сотрудничества между философией и наукой. Наиболее полно сотрудничество реализуется в рамках особой отрасли философского знания, получившей название «философия и методология науки»1. Эта область находится на стыке философии и науки. Она широко привлекает данные из истории науки. Философия и методология науки анализирует проблемы, связанные с особенностями науки как явления духовной культуры и общественной жизни. Среди них: понятие и образ науки, проблема возникновения науки, структура научного знания, функции научного исследования, научные революции, идеалы научности, нормы и ценности научного сообщества и др. Философия и методология науки существенно дополняет традиционную область философского знания, сложившуюся до нее, — теорию познания (см. более подробно п. 8 «Структура философского знания»).
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Философия вписывает факты развития науки в широкий контекст культурного и социального развития. Совместно с другими формами гуманитарной культуры философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в составе научной деятельности роли нравственных факторов. Поэтому философия во многих случаях должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
1 См.: Философия и методология науки/Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
Не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею проблем. Один из величайших ученых XX в. А. Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».