(патристики)
Два тысячелетия христианство определяет духовную жизнь многих народов, оказывая воздействие на все стороны мирового развития. Этот факт является решающим для включения основ христианской мысли в рамки философии как учебной дисциплины.
В учебном процессе агитация как в пользу христианской веры, так и против нее должна быть исключена. Равным образом исключаются и воинствующее богоборчество и агрессивная религиозность, отрицающие право личности на свободный духовный выбор. Христианская мысль должна предстать перед нами в качестве одного из значительных феноменов культуры и истории, игнорирование которого неизбежно обедняет философское знание, снижает уровень обучения. Ее значение одинаково важно как для верующего, так и для неверующего человека, если он стремится быть гуманитарно и философски образованным. Преподавание атеизма в качестве единственно верной философии нарушает право верующего на получение светского образования, оскорбляет его религиозное чувство. Преподавание же религиозной философии как обязательной дисциплины недопустимо в силу защиты права индивида исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В отличие от духовных процессов, протекающих вне рамок учебного процесса, в образовании ведущей является не установка на агитацию, а установка на изучение. В силу своей природы она отвергает обскурантизм, невежество, нигилизм. Изучение основ христианской мысли при данной установке не означает ограниченности только фактическим материалом, но предполагает уяснение смысла христианского учения, что невозможно без заинтересованного отношения учащихся и преподавателя. При этом условии задача расширения сознания, формирования открытости всему иному и умения себя
|
|
рассматривать с дистанции, полагаемая нами как главная задача образования, окажется принципиально разрешимой.
Глава I «ВЕЧНАЯ КНИГА»
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению философского значения произведений святых Отцов и Учителей церкви, необходимо хотя бы кратко ознакомиться со структурой и содержанием, Библии или Священного Писания. Библию не случайно называют вечной книгой. Имеется в виду не только факт исключительно длительного существования библейских текстов и их читаемости, — что само по себе показательно, — но, главным образом, то, что содержание священной книги обнаруживает поистине неисчерпаемую глубину. История свидетельствует, что в любых социальных условиях, при различных политических и экономических порядках, независимо от национальных, возрастных и иных факторов люди обнаруживают в библейских текстах нечто для себя существенное и важное. Несомненно, содержание Библии вскрывает ряд универсальных характеристик человеческого бытия, и следовательно, бытия как такового, и именно это обстоятельство лежит в основе вечности священного текста.
|
|
«Библия» означает в греческом «книги», т.е. множественное число от слова «книга». Библия и представляет собой не одну книгу, а собрание книг, каждая из которых имеет свое название и свою специфику. Книги Библии делятся на две группы: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет составлен начиная от 1300 и до 100 г. до н.э. Книги Нового Завета созданы в I в. н.э. и посвящены явлению Христа и всему, что с ним связано.
Тексты Библии составлены на трех языках: древнееврейском (большая часть Ветхого Завета), небольшая часть на арамейском и некоторые тексты Ветхого и все Нового Завета — на греческом. В III в. до н.э. был сделан перевод всех текстов на греческий. Это перевод семидесяти толковников — «Септуагинта», ставший каноническим для восточной церкви. Начиная со II в. н.э. Библия переводилась также на латинский язык. В IV в. ее перевел на латынь один из выдающихся западных Отцов церкви святой Иероним. Эта версия стала официальной для западной (римской) церкви и называется «Вульгата».
В Библии можно выделить концептуальное ядро, отличающее священный текст и от научного трактата, и от простого повествования. Библия строится на концепции Завета. Завет — это наказ, идущий от Бога к людям. Предполагается, что человеческое существование определяется законом. Этот закон не устанавливается людьми, а имеет божествен-
ную природу. Давая людям Завет, Бог устанавливает особого рода отношения между собой и людьми, свидетельствующие о Его благой воле: Бог принимает на себя ответственность. Одновременно Завет возвышает человека, делая его свободно устремленным к Богу. В этой связи текст Библии рассматривается в качестве боговдохновенного. Это значит, что хотя он и написан вполне конкретными земными людьми, но через него открывается не человеческое, но божественное. Текст вдохновлен Богом, и через него Бог открывает себя. Отсюда наименование Библии - Откровение. В силу своей природы Бог не может быть познан как познаются вещи чувственного мира — прямо, целиком и во всей полноте. Прямое и полное познание Бога превышает человеческие возможности. Бог открывает себя в каноническом тексте, «приоткрывает» завесу для тех, кто обнаруживает в себе мужество веры. Поэтому Библия предстает как «слово Божие» и как таковая она — объект веры. При чтении Священного Писания невозможно вынести за скобки веру и прочесть Библию холодно-отстраненным взглядом постороннего человека. Как необходимый минимум предполагается сочувственное стремление понять сокровенный смысл. Этим библейские идеи радикально отличаются от философии предшествующего античного периода. Тексты Платона или Аристотеля апеллируют к уму читателя, но не требуют для своего понимания напряжения всех душевных сил и особого доверия к тексту. При условии правильного понимания, основанного на вере, библейские идеи обнаруживают такую силу, что способны изменить духовный облик человека и сообществ людей. Об этом свидетельствует исторический опыт распространения христианства начиная от периода гонений на христиан в Древнем Риме и включая сегодняшний день.
Новый Завет, т.е. вторую часть Библии, часто называют Евангелием. Евангелие переводится как «благая весть». Имеется в виду весть о явлении Христа и чудесном воскрешении его после насильственной смерти. В действительности Новый Завет включает четыре Евангелия, написанных учениками Христа апостолами-евангелистами. Иисус Христос проповедовал устно. Его учение и главные события его жизни записаны в четырех книгах, которые и названы Евангелиями, т.е. Благовествованиями. Основной смысл христианского учения заключен именно в Новом Завете, или Евангелии. Однако он неразрывно связан с Ветхим Заветом, бывшим священной книгой древних иудеев. Проповедуя свое учение, Христос постоянно сопоставляет принесенное им новое слово с известными по Ветхому Завету истинами, тем самым он оттеняет свою мысль, делает ее более понятной и яркой. Важная роль Ветхого Завета определяется также тем, что в нем подробно описана предыстория еврейского народа до явления Христа, засвидетельствованы пророческие предсказания о его будущем пришествии. Образ Христа, являющего собой посланника Бога на земле (Мессии), Бога-Слово и Богочеловека, сочетающего в себе две природы — божественную и человеческую, наиболее ярко выражает специфику христианства, отличающую его от иных религий.
|
|
9-781
Глава II