В процессе эволюции научной базы логистики сформировались следующие основные парадигмы:
• аналитическая;
• технологическая (информационная);
• маркетинговая;
• интегральная.
Аналитическая парадигма сформировалась на основе использования математических методов исследования операций экономической кибернетики, математической статистики. Основу составляет построение экономико-математической модели, которая отражает конкретную логистическую проблему.
Технологическая парадигма связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. С одной стороны, можно формулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, который применяется как для моделирования самих логистических объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки.
Маркетинговая парадигма Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.
|
|
Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины (экономика и организация производства, управление персоналом и качеством продукции, маркетинг и т. п.), а математическую основу составляют в основном теория вероятностей, математическая статистика и т. п.
Интегральная парадигма развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе:
• новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
• новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;
• радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах
производства и обращения продукции.