Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Кеннет Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
(«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,
|
|
«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).
У воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение детей. От того, как он выглядит в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в воспитателя, в его авторитет, будут ли перенимать лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за воспитателем, за тем как он общается с коллегами. Дети, находясь в центре круглосуточно, видят не только в воспитателе, но и в сотрудниках образец поведения. Поэтому мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:
Никогда не наказывать детей;
Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;
Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);
Не укорять детей;
Не оскорблять;
Не приказывать, не требовать жестко;
Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;
Хвалить от души;
Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
Прощать искренне.
Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.