По отношению к проблеме
|
Провести анализ собственных мнений
| Подводить частичные итоги, выделять основные положения, делая предварительные выводы
|
Организовать процесс выбора окончательного решения
| Сформулировать выделенные варианты, выделить их различия и специфику
|
По отношению к группе
|
Настроить группу на коллективное решение, несмотря на то, что выбирается какое-то одно из предложений
| Подчеркнуть, что коллективно выработанное решение будет более "принимаемым" всеми участниками
|
Сохранять единство группы
| Способствовать продуктивному решению конфликтов
|
По отношению к каждому участнику
|
Снимать индивидуальные обиды, возникшие из-за того, что в качестве итогового решения принято чужое решение
| Отметить вклад каждого в коллективное решение
|
Этап - подведение итогов дискуссии
По отношению к проблеме
|
Четкое и внятное подведение итогов
| Формулировка вывода, решения или спектра решений
|
Сравнить итоги с поставленной целью
| Напомнить цели, критерии результата, сопоставить с ней результаты дискуссии
|
Если тема не исчерпана, сформулировать продолжение дискуссии
| Предложить продолжить дискуссию в другой раз, сформулировать тему следующей встречи
|
По отношению к группе
|
Принятое решение должно быть групповым
| При подведении итогов учитывать мнения всех членов группы. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения
|
Помочь группе прийти к согласованному мнению
| Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов
|
Сохранить деловую обстановку несмотря на возможную конфронтацию
| Подчеркнуть важность разнообразия предложений для нахождения оптимальных альтернатив
|
По отношению к каждому участнику
|
Добиваться того, чтобы у каждого или по крайней мере у большинства осталось чувство удовлетворенности от в участия дискуссии
| Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии
|
Приложение3
Шкалы полярных профилей, характеризующие различные качества участника групповой дискуссии
|
|
|
| -1
| -2
|
|
Аргументированность речи
|
|
|
|
|
| Речь без доказательств
|
Четкость изложения мыслей
|
|
|
|
|
| Нечеткость изложения мыслей
|
Краткость изложения мыслей
|
|
|
|
|
| Многословие
|
Активность
|
|
|
|
|
| Пассивность
|
Оригинальность суждений
|
|
|
|
|
| Стандартность
|
Безразличие к теме
|
|
|
|
|
| Увлеченность темой
|
Независимость суждений
|
|
|
|
|
| Конформизм
|
Информированность, эрудиция
|
|
|
|
|
| Узкий круг представлений
|
Способность к диалогу
|
|
|
|
|
| Монологичность
|
Приложение 4