В настоящее время на территории Ярославской области действует многоуровневая система сопровождения воспитанников детских домов и интернатов в решении вопросов профессионального самоопределения, разработанная Департаментом образования Ярославской области при участии Ярославского областного центра профориентации молодежи и психологической поддержки центра "Ресурс".
Уровень первичной помощи осуществляется специалистами детских домов и интернатов, непосредственно организующих сопровождение профессионального выбора каждого воспитанника.
В большинстве случаев данную работу выполняют социальные педагоги, психологи, воспитатели данной возрастной группы. Их основная задача заключается в оказании помощи в профессиональном самоопределении воспитанников, а именно в создании необходимых условий для адекватного соотнесения профессионально важных качеств, выделенных в ходе анализа профессии, и индивидуальных характеристик воспитанника детского дома или интерната. Наиболее часто данная работа осуществляется по следующей схеме:
сбор социально-педагогических данных на каждого воспитанника (сбор и анализ данных о составе семьи и социальной характеристике, обеспеченности жильем, наличии хронических заболеваний и т.д.),
проведение профинформационных групповых и индивидуальных бесед (предоставление информации о важности самостоятельного и обоснованного профессионального выбора, правилах и факторах выбора профессии, возможных ошибок на этапе профессионального самоопределения, уровнях образования, специфики учебных заведений различного уровня, перспективных направлениях деятельности, востребованных профессиях и т.д.),
определение интересов и склонностей учащихся, а также выявление отдельных профессионально важных навыков и умений (анализ и выявление успешности в учебной и внеучебной деятельности),
обращение в затруднительной ситуации в специализированные службы (обращение в центры психолого-медико-педагогической помощи и службы занятости),
сопровождение воспитанников на этапе реализации профессиональных планов (оказание поддержки по вопросам эмоционального, информационного, коммуникативного и другого сопровождения).
Следующий уровень сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатов представлен специализированными службами, оказывающими консультационные услуги. В настоящее время существует гибкая система консультирования детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. При возникновении сложностей на любом этапе профессионального самоопределения они могут самостоятельно или через специалиста учреждения (социального педагога, психолога, воспитателя и т.д.) обратиться в любую службу, оказывающую помощь в решении данных вопросов. Для этого в каждое учреждение, занимающееся сопровождением детей-сирот, ежегодно предоставляется перечень организаций, которые оказывают профориентационные услуги (Приложение 4.1).
Основной целью деятельности специализированных служб при работе с детьми-сиротами и детьми, лишенными попечения родителей, является выработка реалистичного профессионально-образовательного проекта, учитывающего различные общие и специфические факторы.
Деятельность специализированных служб по оказанию профориентационных услуг организуется по следующим направлениям:
Анализ социальной ситуации каждого выпускника для определения возможностей и ограничивающих факторов (обеспеченность жильем, семейная ситуация, материальная обеспеченность, возможность поддержки от близких и родственников).
Определение приоритетных профессиональных интересов и склонностей.
Детальное обсуждение основных тенденций на рынке труда и рынке образовательных услуг.
Определение уровня развития профессиональных навыков, способностей, личностных качеств и характеристик.
Совместная разработка профессионального и образовательного проектов.
Соотнесение проекта с реальными условиями профессионального выбора.
Определение стратегии профессионального становления.
Обсуждение с представителем детского дома или интерната шагов по сопровождению реализации профессионального становления воспитанника.
Результатом работы явилась проработка с каждым выпускником основного и запасного вариантов профессионального выбора с учетом интересов, склонностей, интеллектуальных и личностных возможностей, медицинских противопоказаний, контекста жизненной ситуации. Выводы и рекомендации профконсультанта отражены в психолого-педагогической характеристике выпускника.
Важным звеном в существующей системе психолого-педагогического сопровождения является анализ и обобщение результатов сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатов. С этой целью ежегодно по итогам консультаций в Центр "Ресурс" администрацией детских домов и интернатов направляются данные о профессиональных планах каждого выпускника: апрель - май, и реальной ситуации трудоустройства: сентябрь - октябрь (Сводная форма данных представлена в приложении 3.1.). Сопоставление и анализ данной информации позволяет определить эффективность профориентационной работы как отдельных детских домов и интернатов, так и специализированных служб, оказывающих содействие в сопровождении профессионального самоопределения выпускников. Также данная информация позволяет выявить выпускников, которые не смогли поступить в профессиональные учебные заведения (трудоустроиться) в силу тех или иных причин и оказать им необходимую своевременную помощь.
Рассмотрим несколько примеров сопровождения профессионального самоопределения выпускников детских домов.
Петрова Татьяна (имена и фамилии детей изменены по этическим соображениям)
Дата рождения - 6.10.1986. Учащаяся 9 класса, школы № 45.Мать лишена родительских прав, отец умер.
Состояние здоровья: легкая умственная отсталость без нарушения поведения, повышенная подвижность правой почки.
Предпочитаемый вариант профессионального обучения - повар. Мотив выбора сводится к умению и желанию готовить пищу.
На консультацию направлена с тем, чтобы проверить обоснованность выбора, выработать стратегию профессионального обучения.
В процессе консультации Таня вела себя дистанцированно (затруднен зрительный контакт, ответы односложные), свою позицию обосновать не могла. Для выявления основных профессионально важных качеств было предложено пройти тестирование. К предложению пройти тестирование отнеслась положительно, но без интереса.
Результаты диагностики показали, что в сложной, стрессовой ситуации у Татьяны проявляется компенсаторное поведение (деструктивное мышление, уход из ситуации). Низкий уровень обучаемости, слабая организованность, критичность мышления сохранена.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется неустойчивостью, низким самоконтролем.
Диагностика внимания выявила низкий уровень развития характеристик внимания.
Наблюдение за ходом выполнения заданий и поведением в непосредственном общении выявили хороший общий жизненный энергетический тонус и высокую работоспособность.
Анализ полученных данных показал, что наиболее приемлемым видом деятельности для Тани будет простой ручной труд (практическая деятельность с несложными операциями). Для обучения более сложным видам деятельности необходимо дополнительное время и индивидуальные формы обучения.
Анализ медицинских противопоказаний выявил проблематичность дальнейшего трудоустройства по специальности "повар".
В соответствии с результатами диагностики и медицинскими ограничениями был расширен круг поиска профессионального варианта. Наиболее привлекательной для Татьяны является специальность маляр-штукатур.
Соотнесение выбранной специальности с рынком образовательных услуг при учете социальных характеристик (наличие общежития, квотированные места для обучения) определило следующие варианты профессионального обучения: ПУ № 13 (1 год обучения), ПУ № 24 (2 года обучения) - по специальности маляр-штукатур. В качестве запасного варианта профессионального обучения наиболее привлекательным из имеющихся возможностей является поступление в ПУ № 14 по специальностям: оператор вязально-швейного оборудования, переплетчик, изготовитель художественных изделий из дерева.