Виды и средства перевозок в туризме

По видам и разновидностям услуги перевозки можно разделить на:

а) наземные виды перевозок:

перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);

с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);

механические средства:

автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);

рельсовый транспорт -- железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;

средства транспорта на воздушной подушке;

б) воздушные виды перевозок:

воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;

вертолеты;

самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

космические аппараты;

в) перевозки водным речным и морским транспортом:

плоты и гребные лодки;

парусные суда;

лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

речные и морские суда;

суда на воздушной подушке;

подводные суда.

Все виды и подвиды перевозок имеют множественные варианты их использова-ния и технические средства реализации.

Сравнение эффективности различных видов перевозок.

Объёмы перевозок

Каждый из видов перевозок имеет свою историю, этапы становления и развития способов, методов, конструкций аппаратов и средств. Вид и средство перевозки выбирается и применяется по необходимости и рациональности -- сообразно особенности условий среды, рельефа местности, климатических условий, целей и назначения, скорости и пассажировместимости средств перемещений и перевозок, а также и уровня платежеспособности потребителя.

По состоянию на 2000 г. туристских и пассажирских перевозок в мире с достаточной степенью приближения можно дать следующую оценку распределения транспортных потоков перевозок механическими средствами:

автомобильные перевозки 41%

воздушные перевозки 44%

железнодорожные перевозки 7%

морские и речные перевозки 8%

Наиболее оптимальный вариант - путешествие по железной дороге. При этом пассажир садится в поезд на вокзале в центре одного города и прибывает на вокзал в центре другого. При железнодорожных вокзалах имеются станции метро, трамвая и такси, позволяющие быстро добраться в любой район назначения.

На близкие расстояния выгодно перемещаться либо пешком, либо на велосипедах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные виды транспорта, от 30 до 1500 км -- железнодорожный транспорт, а авиация нерентабельна на расстояниях менее 500 км.

Однако при рассуждениях в оценке эффективности и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа -- «смотря где, когда, зачем и за сколько». В некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт использовать невозможно по условиям ледовой обстановки и навигации, тогда используются либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение - на оленях или собаках, если местность позволяет - то вездеход или транспортное средство на воздушной подушке.

Другим важным фактором в системе перевозок пассажиров и туристов является подвижность населения, что зависит от традиций, обычаев и образа жизни населения и, что немаловажно, его платежеспособности. В СССР стоимость перевозки была низка адекватно платежеспособности населения, подвижность населения была высока, транспорт загружен сверх нормы. В постперестроечный периоде России возник кризис в связи несоответствием доходов населения и стоимости перевозки, платежеспособность населения в этом смысле снизилась, адекватно уменьшились объемы транспортных пассажирских и туристских перевозок.


Билет.

Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках.

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:
В воздушном пространстве России:
- Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;
- Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

Наиболее полным документом в области международного ж/д сотрудничества является Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.) В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком. Согласно договорам перевозки, перевозчик обязан перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей; выдать багаж, грузобагаж лицам, управомоченным на их получение. Пассажиры при этом обязаны оплатить свой проезд и провоз багажа согласно установленным тарифам

Правовое регулирование автомобильных перевозок.

Перевозка пассажиров регулируется Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки. В соответствии с конвенцией при перевозке пассажиров перевозчик должен выдать пассажиру (группе пассажиров) индивидуальный или коллективный билет. В билете должны быть указаны название и адрес перевозчика, а также содержаться сведения о том, что договор подпадает под действие положений настоящей конвенции даже при наличии каких-либо противоречащих этому оговорок. Если перевозчиком выдается багажная квитанция, в ней указывается количество и характер багажа, который ему сдается; при наличии просьбы пассажира выдача этой багажной квитанции является обязательной.

В России также принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих международные автобусные перевозки:
1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "О госконтроле за осуществлением международных автобусных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изменениями от 2 января 2000 г.).
2. Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. "О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок"
3. Постановление Правительства РФ от 24 нюня 1998 г. "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ"

4. Приказ Минтранса России, ГТК России и ФПС России от 31 декабря 1999 г. "О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции, Минтранса России, ГТК России и ФПС России в автомобильных пунктах пропуска через госграницу РФ" и др.

- Правовое регулирование перевозок туристов морским транспортом.
Согласно договору морской перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж из пункта отправления в пункт назначения. При этом пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа. Заключение данного договора удостоверяется билетом и грузобагажной квитанцией.
Пассажир имеет право перевозить с собой в каюте бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм и габаритов. Она именуется каютным багажом, и пассажир несет полную ответственность за его сохранность.
Пассажир имеет право в любой момент расторгнуть договор на перевозку. При этом ему возвращается полная сумма за вычетом комиссионных.
Если морская перевозка носит круизный характер, то договор о ней сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы. Кодекс торгового мореплавания содержит также главу, посвященную договору фрахтования судна на определенное время (тайм-чартер). Этот договор является основным для туристских фирм и организаций.
По договору фрахтования судна судовладелец обязуется за определенную плату (фрахт) предоставить фрахтователю на определенный срок судно и услуги членов его экипажа в пользование для перевозки пассажиров, грузов и иных целей торгового мореплавания. При оформлении такого договора указываются: наименование сторон; цель фрахтования; название судна, его технические и эксплуатационные данные; район плавания; время и место передачи и возврата судна; стоимость фрахта; срок действия тайм-чартера.

Правовое регулирование перевозок туристов речным транспортом.
Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который был принят в феврале 2001 г
В зависимости от вида маршрута устанавливается правила перевозок пассажиров и порядок их обслуживания. В любом случае между перевозчиком и пассажиром заключается договор перевозки. Пассажиру выдаются билет и багажная квитанция. При путешествии по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам вместо билетов могут выдаваться путевки.
Продажа билетов может производиться заблаговременно или на текущие сроки. Предварительная продажа билетов в кассах осуществляется за 45 суток до начала перевозки.

Перевозчик может расторгнуть договор перевозки пассажира в установленном порядке при невозможности перевозки пассажира в порт назначения из-за форс-мажорных обстоятельств; вследствие задержания судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна для госнужд; недоступности порта отправления и порта назначения для судна; из-за гибели судна или его насильственного захвата; при нарушении пассажиром правил оказания услуг и правил перевозки пассажиров или отказе пассажира от соблюдения таких правил.
При таком прекращении договора перевозчик обязан вернуть пассажиру стоимость приобретенного билета в полном объеме, если перевозочный процесс не состоялся.В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение 24 часов, после чего начисляется плата за его хранение.

Кодексом определяется ответственность перевозчика за нарушение договора о перевозке пассажира и его багажа. За задержку отправления пассажирского судна или опоздание его прибытия в пункт назначения перевозчик должен уплатить пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда.
Документационное обеспечение автобусных туров.
Как правило, российские фирмы работают с арендованными автобусами. Автотранспортное предприятие (АТП) и турфирма заключают между собой договор на аренду автобусов. Этот договор включает ряд вопросов: количество автобусов и машино-часов с разбивкой на выходные и будние дни,ориентировочная сумма платежей по договору; условия выделения автобусов; сроки подачи заявок и их формы; взаимные обязательства и ответственность сторон; маршруты, подлежащие обслуживанию; порядок взаиморасчетов и др. В договоре четко обозначаются обязанности сторон.

АТП обязуется осуществлять обслуживание туристов и экскурсантов:
- обеспечивать подачу автобусов в обусловленное заявкой время и место;
- предоставлять автобусы соответствующих заявкам марок, технически исправные, с опрятным внешним видом и соответствующим оборудованием;

Ответственность автотранспортного предприятия:
- при непредоставлении автобуса с АТП взимается вся плата за аренду автобуса и штрафы в соответствии с договором. Поступившие от пострадавших туристов иски удовлетворяются за счет ATП;
- при невыделении автобусов в количестве, указанном в заявке, АТП уплачивает турфирме штраф в размере 10% стоимости пользования автобусом, указанной в заявке или разовом заказе;
- выделение технически неисправного автобуса приравнивается к его непредоставлению;
- при опоздании автобуса к пункту его подачи на срок более 30 минут АТП уплачивает фирме штраф в размере 10% стоимости путешествия или экскурсии;
- АТП несет материальную ответственность за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозке багажа;
- в случае поломки автобуса в пути следования по туристско-экскурсионному маршруту АТП обязано в минимально короткий срок заменить неисправный автобус на исправный;
- время простоя по вине АТП в момент исполнения заявки не оплачивается.
Ответственность туристско-экскурсионной организации:
- при отказе туристского учреждения от использования автобусов в количестве, согласованном сторонами, фирма уплачивает АТП штраф в размере 10% стоимости пользования автобусами, указанной в заявке или разовом заказе;
- в случае порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря туристами и экскурсантами представитель туристского учреждения и водитель составляют акт, удостоверяющий факт порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря с целью взыскания с виновного причиненного ущерба в установленном порядке.
Забота о сохранности ручной клади, перевозимой в салоне автобуса, лежит на обязанности самих туристов и экскурсантов.
Особое внимание следует уделять вопросам оформления билетов. Автобусный билет может быть индивидуальным персонифицированным, индивидуальным на предъявителя, коллективным (групповым). Билет должен содержать необходимые атрибуты: наименование и реквизиты перевозчика, номер лицензии на право осуществления пассажирских и, если таковое необходимо, международных перевозок. В билете должны быть указаны основные условия перевозки и ссылка на Правила перевозки.


Руководитель тургруппы обязан: определять согласно списку туристов порядок посадки в автобус; открывать при необходимости вентиляционные люки и боковые стекла; совместно с водителем автобуса принимать меры по оказанию медицинской помощи туристам в пути следования, а при необходимости содействовать их госпитализации; проверять салон автобуса после окончания туристско-экскурсионных мероприятий; снимать туристов с маршрута за серьезные нарушения дисциплины и правил. Туристы должны быть предупреждены, что руководитель группы, экскурсовод и водитель автобуса не несут ответственности за сохранность их личных вещей.
Турист обязан выполнять правила пользования автобусами, требования водителя автобуса и руководителя группы. Он должен прибыть к месту подачи автобуса в установленное время, поддерживать в салоне чистоту и порядок, бережно относиться к оборудованию автобуса, соблюдать тишину при проведении экскурсий, немедленно известить водителя о неисправности автобуса.
Турист имеет право при наличии путевки провозить детей в возрасте до 5 лет - на автобусных экскурсиях, в возрасте до 12 лет - на многодневных автобусных путешествиях; провозить в салоне автобуса ручную кладь размером не более 60x40x20 см и весом до 30 кг и на одно место в багажном отделении - кладь размером не более 100x50x30 см и весом до 40 кг или рюкзак.

ГЛАВА II. ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

РАЗДЕЛ I. ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ

Статья 3

1.При перевозке пассажиров перевозчик обязан выдавать проездной

билет, который должен содержать следующие указания:

а) место и день выдачи;

б) места отправления и назначения;

в) предусмотренные остановки, с сохранением возможности для пере-

возчика обусловливать свое право их изменять в случае необходимости и

без того, чтобы это изменение могло лишить перевозчика ее международ-

ного характера;

г) название и адрес перевозчика или перевозчиков;

д) указание, что перевозка подпадает под действие правил об от-

ветственности, установленных настоящей Конвенцией.

РАЗДЕЛ II. БАГАЖНАЯ КВИТАНЦИЯ

Статья 4

1.При перевозке багажа за исключением мелких личных вещей, остав-

ляемых пассажирами при себе, перевозчик обязан выдавать багажную кви-

танцию.

2.Багажная квитанция должна составляться в двух экземплярах: один

для пассажира, другой для перевозчика.

3.Она должна содержать следующие указания:

а) место и день выдачи;

б) места назначения и отправления;

в) название и адрес перевозчика или перевозчиков;

г) номер проездного билета;

д) указание, что выдача багажа производится предъявителю квитан-

ции;

е) количество и вес мест;

РАЗДЕЛ III. ВОЗДУШНО-ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ

Статья 5

1.Каждый перевозчик товаров имеет право требовать от отправителя

составления и вручения ему документа, именуемого: "воздушно-перевозоч-

ный документ

.

Статья 6

1.Воздушно-перевозочный документ составляется отправителем в трех

подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром.

2.Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика"; он подписыва-

ется отправителем. Второй экземпляр носит пометку "для получателя"; он

подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с това-

ром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им от-

правителю по принятии товара.

Воздушно-перевозочный документ должен содержать следующие указания:

а) место, где документ составлен, и день его составления;

б) места отправления и назначения;

г) название и адрес отправителя;

д) название и адрес получателя, если он указан;

ж) род товара;

з) количество, род упаковки, маркировка или номера мест;

и) вес, количество, объем или размеры товара;

к) внешнее состояние товара и его упаковки;

л) стоимость перевозки, если таковая обусловлена, время и место

платежа и лицо, которое должно уплатить;


Билет

Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт — связующее звено между элементами логистических систем. Транспортная логистика — это перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляют наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель. Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления также требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей суммы затрат на логистику.

Выбор транспорта решается в о взаимной связи с другими задачами логистики: создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. На выбор транспортных средств будут влиять:

• характер груза (вес, объем, консистенция);

• количество отправляемых партий (используемый контейнер);

• срочность доставки груза заказчику;

• местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;

• расстояние, на которое перевозится груз;

• ценность груза (страхование);

• близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;

• сохранность груза, невыполнение поставок.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, воздушного и трубопроводного).

Рассмотрим преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния:

1) преимущества:

^ высокая маневренность;

^ доставка «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности;

^ регулярность поставки;

^ возможность поставок малыми партиями;

^ наименее жесткие требования к упаковке товара и др.;

2) недостатки:

^ высокая стоимость перевозок;

^ срочность разгрузки;

^ возможность хищения груза и угона автотранспорта;

^ сравнительно малая грузоподъемность и др.

Железнодорожный транспорт:

1) преимущества:

^ перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях;

^ сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние;

^ регулярность перевозок;

^ удобная организация погрузочно - разгрузочных работ;

^ сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов,

а также наличие скидок и др.;

2) недостатки:

малая скорость передвижения;

^ ограниченное количество перевозчиков;

^ хищения и потери;

^ небольшая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным)

и др.

Морской транспорт:

1) преимущества:

^ низкие грузовые тарифы;

^ высокая провозная способность и др.;

2) недостатки:

^ низкая скорость;

^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;

^ жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

^ малая частота отправок;

^ зависимость от погодных и навигационных условий.

Внутренний водный транспорт:

1) преимущества:

^ низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км);

2) недостатки:

^ малая скорость доставки;

^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;

^ малая частота отправок;

^ низкая географическая доступность.

Воздушный транспорт:

1) преимущества:

^ наиболее высокая скорость доставки;

^ возможность доставки в отдаленные районы;

^ высокая сохранность грузов.

2) недостатки:

^ высокие грузовые тарифы;

^ ограниченность размера партии;

^ зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки).

Трубопроводный транспорт:

1) преимущества:

^ низкая себестоимость;

^ высокая пропускная способность.

2) недостатки:

^ узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов, влияющих на принятие решения:

1) время доставки;

2) стоимость перевозки;

3) надежность соблюдения графика доставки груза;

4) частота отправлений;

5) способность перевозить разные грузы;

6) способность доставить груз в любую точку.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико - экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта. Оценка различных видов транспорта п о каждому из факторов приведена в табл. 2.2 (единице соответствует наилучшее значение).

Экспертная оценка значимости различных факторов показала, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:

• надежность соблюдения графика доставки;

• время доставки;

• стоимость доставки.

Билет

Обмен информацией в современном бизнесе зачастую происходит при помощи Информационных систем

1) В широком смысле информационная система есть - совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

2) Области применения информационных приложений разнообразны: И конечно, в зависимости от конкретной области применения информационные системы очень сильно различаются по своим функциям, архитектуре, реализации. Но можно выделить два свойства, которые являются общими для всех информационных систем:

2-1) Любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда — совокупность ресурсов, предоставляемых в распоряжение пользователя системы. Среда должна обеспечить уровень надежности хранения и эффективность доступа, соответствующие области применения ИС.

2-2) ИС ориентируются на конечного пользователя, например, менеджера или клиента. Поэтому ИС обязана обладать простым, удобным, легко усваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-то лишние действия. (запутается).


Пример ИС в туриндустрии
1) tour-spb.ru - сайт-сборник информации по фирмам и их продуктам

- создание\присоединение сайтов
- систематизации информации о фирмах и их продукте

- подача информации в необходимом виде

2) www.aviasales.ru www.agent.ru

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Включает в себя:

совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: