Геронтообразование как инновационная социальная технология

Пожилой человек при выходе на пенсию сталкивается с полной переменой деятельности и жизненного уклада. Вывести людей из изоляции и побудить их к активной жизни может вовлечение их в творческий и образовательный процесс. Геронтообразование обеспечивает развитие личности пожилого учащегося, формирует компетентность, активность, обеспечивает социальный комфорт, саморегуляцию и позволяет научить жить пожилого человека в новых изменившихся условиях.

Впервые учебное заведение, созданное для пожилых людей, возникло во Франции в городе Тулузе в 1973 г. Обосновал его профессор Пьер Велла. Оно получило название Университет третьего возраста, которое впоследствии закрепилось за организациями этого типа.

В России элементы образования пожилых появились в рамках благотворительности с середины XIX века. В 1855 г. известный врач и педагог Н.И. Пирогов открыл первую бесплатную школу для взрослых.

Учебные программы для данной категории граждан составляются на основе психологических и социологических исследований с учетом их жизненного опыта и разносторонних интересов.

Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина, право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство, краеведение и многое другое. Особенностью обучения является передача богатого жизненного опыта пожилых людей в учебный процесс, их высокая мотивация, так как обучение строится без обязательных программ.

Для реализации образовательных целей используются различные формы и способы обучения людей пожилого возраста: лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения и взаимопомощи (для тех, кто по состоянию здоровья не может присутствовать на занятиях), экскурсии.

Образование взрослых как вид социального обучения относится к так называемому неформальному образованию, направленному на сохранение социальной адаптации и активной позиции пожилых людей. Оно не преследует цель получения профессии и дальнейшего трудоустройства. Пенсионеры могут полностью посвятить себя любимому занятию, однако часто оказывается, что для этого нужны новые или дополнительные знания, которые можно получить в процессе соответствующей подготовки. Общение и получение новых знаний позволяет людям пожилого возраста реализовать свои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженными стрессовым состояниям в кризисный период.

В качестве российского эквивалента понятия «образование пожилых» в 2004 году Т.М. Кононыгиной был предложен термин «геронтообразование». Желание выделить возможности и ресурсы пожилого возраста, как для самого пожилого человека, так и для культурного обогащения последующих поколений, должно быть основой в работе с этой категорией населения. Подтверждение этому – успешная работа образовательных центров для пожилых людей, выделение герагогики как отдельного направления образования.

Герагогика – это научная дисциплина о воспитании, образовании, сопровождении и содействии людям в период постпрофессиональной деятельности с целью их дальнейшего развития. Научная дисциплина «герагогика» является частью возрастной педагогики и важное место в этом процессе отводится специалисту, герагогу, работающему в сфере образования пожилых людей.

В настоящий момент в России система геронтообразования только начинает формироваться, в отличие от стран Западной Европы и США, где создание института образования пожилых в основном завершено. В России использование метода геронтообразования может способствовать частичному решению экономических вопросов по самообслуживанию, помощи близким, участию в посильном труде. Образование в пожилом возрасте способно выполнить работу по структурированию свободного времени пожилых людей, установлению и расширению контактов, обеспечить возможность самореализации пожилого человека.

Переход российского образования на многоуровневую систему позволит геронтообразованию занять место одного из структурных уровней государственного непрерывного образования, в результате чего образование пожилых людей станет государственно-общественной структурой, которая будет основана на гармоничном сочетании государственной, педагогической, социальной и общественной поддержки людей пожилого возраста.

Чтобы на системном уровне решать эти вопросы Т.М. Кононыгиной была разработана «Концепция геронтообразования в Российской Федерации».

В основу концепции были взяты положения Федерального закона «Об образовании в РФ», «Национальной доктрины образования в РФ», Меморандума непрерывного образования Евросоюза, а также положения, содержащиеся в документах различных международных форумов по проблемам образования и по социальной работе со взрослыми и пожилыми людьми.

У нас существует институт третьего возраста (Кононыгина), «Общество знаний», в Вятском и Кировском университетах существует программа обучения лиц 3-го возраста. На базе Яр. Геронтологического центра существует школа здоровья пожилых, а такжу при МУБиНТе курся компьютерные для пенсионеров.

Таким образом, Привлечение пожилых людей к активной деятельности может улучшить их состояние здоровья, уменьшить случаи госпитализации пожилых людей, а значит, способствовать улучшению их качества жизни. Поэтому геронтообразование должно стать одной из форм работы по активизации внутреннего потенциала пожилых людей и широко применяться в работе геронтологических учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: