Субъективность как единство подсознания и сознания. Чувственная деятельность как генетическая основа субъективности. Раздвоение чувственной деятельности на внешнюю чувственность и рассудок, на духовные чувства («сердце») и разум. Воображение как посредник между чувственностью и рассудком, духовное созерцание как посредник между духовными чувствами и разумом. Производность интуиции и памяти от воображения.
Моделирование отношений в чистом виде – основная функция апперцепции. Себетождественность я – основа логического сознания, понимания принципов сохранения, устойчивого в изменчивом, единого в многообразном, всеобщего в единичном, тождественного в различном, необходимого в случайном.
Отражение реальности на экране чувственности и рассудка: внешняя рядоположенность и внутренняя связь, образ и понятие, многообразие и единство, единичное и всеобщее, случайное и необходимое и т.д. Рассудок как система логических категорий, всеобщих схем синтеза чувственных данных.
|
|
Перцепция и духовные чувства как основа ценностного сознания. Целостность субъективности как единство ее всеобщих по значению способностей – любящего сердца, понятийного мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, совести, сознательной воли, одухотворенной веры. Воображение и сублимация (возвышение) подсознания: подсознание – воображение – идеал.
Творческая продуктивность целостной субъективности. «Частичная» субъективность и ее внешние проявления. Целостная субъективность как одна из задач воспитания, как человеческое содержание общественного богатства. Значение целостной субъективности в профессиональной деятельности специалиста, педагога.
Человек, личность, индивидуальность, индивид. Субъектность как высшая форма субъективности человека. Субъектные качества: способность к самоопределению, самодеятельности, самоуправлению, нормотворчеству в реализации социально значимых интересов и целей. Субъектность на уровне личности, социальной общности, социальных институтов. Отчуждение субъектных качеств, монополизация субъектных функций, социальное манипулирование, феномены исполнительства и зомбирования.
Объектный и субъектный методы в понимании человека, общества. Крайности социоцентризма и персоноцентризма; тоталитаризм и формальная демократия в аспекте субъектности. Проблема гармонии личной и институциональной субъектности. Истинная демократия как социально-политическая сфера развития субъектности.
Развитие самоопределения и нормотворчества в актах самодеятельности. Способности как усвоенные способы деятельности. Творческие способности, талант, гений. Социально-психологические предпосылки творчества. Совпадение всеобщего и индивидуального в творчестве. Свобода творчества и ответственность. Внешние условия и личная самодеятельность в становлении творческой индивидуальности.
Самоутверждение человека и борьба людей за общественное признание. Соревнование как неизбежный момент общения. Диалектика и креативное значение соревнования.