В последние годы появились работы, посвященные проблемам психологической устойчивости личности в ситуациях социального взаимодействия (С. Ерина, А Анцупов).
Психологическая устойчивость. Это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:
- типа нервной системы человека;
- опыта человека, профессиональной подготовки;
- навыков и умений поведения и деятельности;
- уровня развития основных познавательных структур личности.
Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный),мотивационный и психомоторный. Одни исследователи считают ведущим компонентом познавательный.
Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимального организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психмоторный компоненты.
|
|
Эмоциональный компонент - конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депресивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.
Волевой компонент - конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.
Познавательный компонент - это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение определить начало предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия; способность быстро принимать правильные решения; способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.
|
|
Мотивационный компонент – состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.
Психомоторный компонент - обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.
Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемных и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.
Тип людей трудных в общении
Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, привычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом. Но встречаются люди просто трудные в общении.
В своей работе "Общение с трудными людьми" Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них.
1. "Агрессивисты" – они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
2. " Жалобщики" – у них всегда найдется что-нибудь, на что
они будут сетовать и не хотят брать на себя ответственность.
3. "Молчуны" – спокойны и немногословны; никто не знает, о чем они думают, или чего хотят.
4. "Сверхпокладистые" – они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.
5. "Вечные пессимисты" – всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать "нет".
6. "Всезнайки" – считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете.
Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов:
1. " Максималисты" – хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости.
- " Скрытные" – держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда все идет пракрасно.
- " Невинные лгуны" – заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что нет.
- "Ложные альтруисты" – якобыделают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом.
- " Игроки" - описанные Эриком Берном в своей книге "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Внешне они поступают так, а думают совсем иначе. Вы не будете знать, что происходит, пока не попадете в их ловушку.
ВЫВОДЫ
По своей психологической сущности конфликт может быть рассмотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированностью системы “задача – личные возможности и (или) стремления – условия среды”, вызывает психическую напряженность у человека. Выделяют трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимодействия могут быть рассмотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации и конфликты.
|
|
Поведение человека в трудной ситуации зависит от познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Эффективность поведения в трудной ситуации зависит от свойств нервной системы и уровня психической напряженности человека. Чем выше уровень психической напряженности, тем более дезорганизовано поведение человека в трудной ситуации.
Специфическим проявлением психологической устойчивости является конфликтоустойчивость – способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия.
Тема 6
ОБЪЕКТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
Введение
Вопросы:
1. Объективные факторы возникновения конфликтов.
2. Организационно-управленческие причины конфликтов.
3. Социально-психологические причины конфликтов.
4. Личностные причины конфликтов.
Выводы.
Использованная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551с.
2. Н. В. Гришина Психология конфликта – СПб.: Издательство "Питер", 2000.-464с.
3. Бородин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новороссийск, 1984.
4. Ратников В. П., Голубь В.Ф., Лукашова Г. С. Конфликтология: Учебник для вузов. 2001. 512 с.
5. Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы).
6. Сперанский В. И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации //Социально - политический журнал, 1995 - № 4.
7. Коваленко Б.В. Психология конфликта. Учебное пособие. М.: МОСУ, 2000 г. 90с.
8. Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. Монография.–:МОСУ.-2001 г. –228 с.