№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Аддиктивное поведение | нарушение адаптации в подростковом возрасте, характеризующееся злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами |
2 | Внутренняя позиция школьника | система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как внутренняя потребность (“Хочу в школу”) |
3 | Воспитание родителей | накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей |
4 | Временная перспектива | в разной мере осознанные надежды, планы, стремления, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим, в профессиональном и личностном самоопределении |
5 | Гнозис | познание предметов, явлений, их смыслового значения |
6 | Госпитализм | явление, возникающее в закрытых детских учреждениях, где котором из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии |
7 | Девиантное поведение | система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам |
8 | Депривация | (от deprivation – потеря чего-либо) – систематическое угнетение жизненно важных потребностей или же их удовлетворение по дефицитарному принципу |
9 | Деструктивно-агрессивное поведение | поведение, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней |
10 | Деструктивно-компенсаторное поведение | поведение, при котором перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям |
11 | Доминирующая гиперпротекция | воспитание ребенка, проявляющееся в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях |
12 | Жертва насилия | любой, кто вовлекается в отношения насилия путем обмана или давления |
13 | Компенсаторно-иллюзорная форма поведения | форма поведения, при которой неудовлетворение потреб-ности и притязания, устойчивый психологический диском-форт подростка находят выход в искусственном возбуж-дении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами |
14 | Отклонения в поведении детей и подростков | особенности поведения и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность) |
15 | Педагогическая запущенность | отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов |
16 | Потворствующая гиперпротекция | воспитание ребенка, при котором родители стремятся освободить его от малейших трудностей, потакают любым желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других |
17 | Праксис | способность к выполнению целенаправленных автоматизи-рованных двигательных актов |
18 | Пренебрежение | отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении |
19 | Саморегуляция | возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности |
20 | Сексуальное злоупотребление | использование ребенка для целей сексуального удовлетво-рения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва |
21 | Симптомокомплексы | сочетание взаимообусловленных симптомов. |
22 | Социальная запущенность в детском возрасте | неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями |
23 | Социально-педагогическая запущенность | состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я” |
24 | Социально-психологический тренинг | форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников |
25 | Страх | аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия |
26 | Суицид | самоубийство, совершаемое человеком под воздействием острых психотравмирующих ситуаций |
27 | Тревога | эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы |
28 | Физическое насилие | преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий |
29 | Школьная дезадаптация | образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии |
30 | Школьная тревожность | форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников |
Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:
|
|
|
|
30 – приведенных понятий;
1 – дифференциальную компетенцию