В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов.
В этом возрасте юноши и девушки стремятся:
1) Мыслить логически
2) Заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом
3) Свободно размышлять на нравственные, религиозные, политические
и другие темы.
В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого-понимание и самораскрытие. Доверие юноши к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Такое общение приводит к ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения. Это приходит потому,что существует определенная дистанция, обусловленная статусом юноши и взрослого.
Наиболее частое доверительное общение со взрослыми у учащихся старших классов наблюдается по следующим темам:
1) Перспективы дальнейшего развития
|
|
2) Дальнейшие планы и устремление на будущее
3) Профессия, будущая работа и т.д.
В юношеском возрасте потребность в доверительном общении с близкими взрослыми не всегда находит свое удовлетворение и это отрицательно сказывается на дальнейшей жизни.
В юношеском возрасте не всегда легко выстраивается дружба со сверстниками. Юноши и девушки часто чувствуют себя одинокими и не понятыми. Но чувство одиночества проистекает не от плохого окружения, не от внешней изоляции, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.
Дружба зачастую носит избирательный характер, одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. Дружеские отношения в таких случаях носят кратковременный характер, и с возрастом может появиться и враждебность.