ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом как раздел педагогики спорта
План
1. Воспитательные возможности занятий физической культурой и спортом.
2. Воспитательная работа в процессе учебно-тренировочного занятия.
3. Воспитательные возможности средств массовой информации в пропаганде занятий физической культурой и спортом.
В педагогике понятие воспитание рассматривается в широком и узком смысле.
Воспитание в широком смысле - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъектно-субъектных отношениях, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач.
|
|
Воспитание в узком смысле - это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.
Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.
Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Спорт предоставляет обширные возможности для формирования личности человека.
Это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и др.
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).
|
|
Педагог по физической культуре и спорту, тренер в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач. Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт. В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях, результативность тренировочного процесса в ДЮСШ и др.).
На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.
Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога, тренера по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков. Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.
В процессе воспитания необходимо сочетать организацию разнообразной деятельности детей, подростков, юношей с целенаправленным формированием их сознания посредством слова и в различных формах нравственного просвещения. Эмоциональность, коллективный характер общения, двигательное разнообразие физических упражнений и видов спорта делают практически неисчерпаемыми воспитательные возможности физической культуры.
В тренировочном процессе, организованном с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, занимающийся учится преодолевать трудности. Для достижения спортивных результатов необходима настойчивость, товарищеская поддержка. Поэтому участие молодежи в спортивной деятельности является хорошей школой воспитания инициативы, самостоятельности, организаторских навыков, активности и коллективизма. В условиях напряженной борьбы спортивных соревнований спортсмен проявляет мужество и волю. Сочетание учебы, труда со спортом – нелегкое дело. Поэтому воспитание организованности, дисциплины приучение к режиму порядка занимает важное место в воспитательной работе со спортсменами.
|
|
Однако в спорте могут возникать и отрицательные явления. Это происходит тогда, когда спорт превращается в самоцель, а учебные, трудовые, общественные обязанности уходят на второй план.
В таких случаях воспитательное значение спорта резко снижается. Нечестность, нарушение норм спортивной этики, грубость и недисциплинированность в быту и на тренировках, зазнайство, иждивенческие настроения появляются у спортсменов при условии, если в спортивной деятельности ослаблено воспитательное воздействие, если к спортсменам не предъявляются необходимые требования. Без целеустремленной повседневной воспитательной работы со стороны тренера и коллектива, без требовательности и внимания к спортсмену ощутимых успехов в воспитании добиться нельзя.
Средства массовой информации (СМИ) на сегодняшний день представляют собой сложившийся социальный институт, который значительно влияет как на развитие самого общества, так и на формирование личности каждого его члена. В связи с этим очень важно научиться пользоваться возможностями СМИ для решения насущных проблем отрасли «Физическая культура и спорт».
Как отмечает Л.И. Лубышева преобразования в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта должны идти по пути развития двух взаимообусловленных функций:
· образовательной, направленной на формирование у населения необходимых и прочных знаний в сфере физической культуры и спорта;
|
|
· воспитательной, призванной формировать у людей определенные качества, черты характера, привычку заниматься физическими упражнениями и спортом.
Пропагандистское воздействие зависит от ряда условий:
· от того, насколько информация дает прибавку к уже имеющимся у человека знаниям;
· от степени близости информации к образу жизни и мыслей аудитории;
· от степени необычности подачи информации, которая может привлечь внимание аудитории, но это еще не будет означать, что к ней возникает позитивное отношение;
· от эффекта соучастия;
· от эмоционального настроя аудитории.
Вопросы для самоконтроля и размышления
1. Какие основные характеристики воспитания в физкультурно-спортивной деятельности Вы знаете?
2. Попробуйте проанализировать воспитательные возможности различных видов спорта (индивидуальные и командные виды спорта).
3. Проанализируйте воспитательные возможности оздоровительной физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, реабилитационных занятий и т.д.
4. Какой комплекс мер, по Вашему мнению, необходим для повышения воспитательных возможностей СМИ в пропаганде физической культуры и спорта?
5. Какова роль СМИ в создании молодежной спортивной моды?
Структура и содержание воспитательного процесса
План