Явления, оказывающие влияние на преступность в сфере экономики, весьма многочисленны и разнообразны.
Экономические причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:
1) состояние экономического кризиса как основы непрерывной нестабильности всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей. Так, для России конца XX — начала XXI в. характерно состояние циклического экономического кризиса;
2) степень поляризации населения по уровню дохода. Чем дальше отстоят друг от друга «полюса» бедности и богатства, тем выше социальная напряженность и стихийное стремление обнищавших к наиболее примитивным противозаконным средствам перераспределения имущества, с одной стороны, и острее борьба за лидерство среди сконцентрировавших наибольшие по размерам состояния — с другой;
3) уровень абсолютной нищеты населения, определяемый на основе стоимости физиологически необходимого минимума имущественной обеспеченности
4) инфляция как процесс или результат обесценивания денег. Высокий уровень инфляции (свыше 15—20% в год), сопровождающийся время от времени переходом в состояние гиперинфляции, делает невозможным бесконфликтное приспосабливание населения к меняющимся условиям жизни;
|
|
5) реальная безработица, охватывающая свыше 10% населения, создает объективную основу массового получения средств к существованию незаконным, в том числе преступным путем, поскольку уровень социальной защищенности безработных фактически соответствует границе абсолютной нищеты;
6) избыточное налогообложение. Доля налогов в сфере предпринимательства в России составляет от 70 до 100% всех доходов, что делает невозможным легальное предпринимательство большей части секторов экономики и искусственно превращает большую часть руководителей коммерческих организаций в преступников. К сожалению, это положение почти не изменилось даже после установления в 2001 г. единого 13%-ного налога на доходы физических лиц.
В настоящее время, когда экономика России развивается более высокими темпами, действие данных факторов в основе заменилось действием факторов: 1) относительной нищеты (когда значительная часть населения живет впроголодь, а очень небольшая его часть имеет все блага жизни и демонстративно (главным образом с помощью СМИ) их потребляет; 2) относительной безработицы, когда уровень оплаты труда предоставляемый государством и иными работодателями, не позволяет работникам решать свои основные жизненные проблемы; 3) псевдогосударственного коррупционного рэкета, суть которого — неофициальное дополнительное «налогообложение», превращающее многие виды трудовой и предпринимательской деятельности в малодоходные или убыточные.
|
|
Политические причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:
1) длительный период острой политической нестабильности (1991—2000 гг.), который ранее нередко выступал провоцирующим фактором циклического усиления экономического кризиса, в настоящее время сменился фактором издержек политической стабильности.
2) нестабильность уголовной политики борьбы с преступностью в сфере экономики, породившая в течение 1986—2001 гг. неоднократную смену приоритетов уголовно-правовой борьбы с корыстной преступностью;
3) низкий уровень участия населения в борьбе с корыстными преступлениями. Разрушение ранее действовавшей системы непосредственного участия населения в борьбе с преступностью без одновременного формирования новой;
4) коррумпированность части руководителей и служащих органов государственной власти и местного самоуправления, препятствующая быстрому росту экономики и эффективным мерам юридической ответственности в отношении лиц, совершивших корыстные преступления. Лица, незаконно завладевшие чужим имуществом в крупных размерах, благодаря коррупции имеют наибольшие гарантии защищенности от уголовного преследования;
5)отсутствие развитых институтов политической ответственности публичных должностных лиц, совершивших или способствовавших совершению корыстных преступлений.
Криминогенное значение проявившихся ныне издержек политической стабильности заключается отчасти в возникновении системы вотчинного управления экономикой, когда значительная часть представителей местной и региональной власти уверилась в незыблемости своего политического статуса и обложила дополнительной (сверх официальных налогов) данью свои «вотчины», понуждая граждан искать средства к выживанию в обход законов.
Правовые причины и условия (факторы) корыстной преступности:
1) наличие многочисленных пробелов и противоречий в гражданском, административном, финансовом, налоговом, банковском, бюджетном, валютном и уголовном законодательстве в части, относящейся к регулированию и охране экономических отношений.
2)недостаточность или отсутствие официального толкования уголовно-правовых норм об ответственности за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, а также за все преступления в сфере экономической деятельности (за исключением налоговых преступлений), предопределяющая низкую интенсивность применения соответствующих норм;
3) юридико-технические недостатки законодательного закрепления уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за наиболее опасные виды преступлений в сфере экономики, связанные с отсутствием количественно определенных признаков этих преступлений (признаки крупного размера, крупного ущерба, значительного вреда по отношению более чем половины составов преступлений в сфере экономики определяются правоприменителем произвольно);
4) неоправданно заниженный размер наказания за ряд преступлений в сфере экономики (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, лжепредпринимательство и др.), что делает невозможным эффективную борьбу с ними на стадиях приготовления (в силу ненаказуемости приготовления к преступлениям небольшой или средней тяжести), а также пресечение такой наиболее опасной формы соучастия в преступлении, как преступное сообщество (в силу того что обязательный признак преступного сообщества — цель совершения лишь тяжких или особо тяжких преступлений);
|
|
5) чрезмерная неопределенность (энтропия) санкций многих норм об ответственности за преступления в сфере экономики;
6) терминологическая несогласованность уголовного и гражданского законодательства в части, относящейся к определению бланкетных признаков отдельных видов преступлений в сфере экономики (например, понятие имущества, используемое законодателем в УК РФ, отличается от того же понятия, используемого в ГК РФ);
7) отсутствие развитого законодательства о предупреждении преступности, создающего нормативные предпосылки для постепенного перехода от преимущественно карательной модели борьбы с корыстной преступностью, при которой последняя способна воспроизводить саму себя, к профилактической — основанной на правовых, нравственных, информационных и имущественных гарантиях приоритета мер по ограничению причин и условий совершения преступлений (в том числе корыстных) перед мерами уголовного преследования;
8) отсутствие уголовной ответственности юридических лиц за преступления в сфере экономической деятельности.
Социально-психологические причины и условия (факторы) корыстной преступности:
1. господство потребительской системы социальных ценностей;
2. нравственная оправданность любого (в том числе незаконного) обогащения в глазах значительной части населения (около 30% трудоспособного населения);
3. критически низкий уровень солидарности населения с уголовно-правовыми запретами, устанавливающими ответственность за подавляющее большинство преступлений в сфере экономической деятельности;
4. пренебрежение вероятностью привлечения к ответственности за преступления в сфере экономики, что особенно характерно для должностных лиц;
5. низкий уровень знания населением пределов ответственности за преступления в сфере экономической деятельности (прежде всего в части, относящейся к новым видам преступлений);
6. утрата большей частью взрослого населения доверия и готовности оказывать поддержку правоохранительным органам, занимающимся раскрытием и расследованием преступлений в сфере экономики.
|
|
Организационные причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:
1. неадекватность системы государственного реагирования на корыстную преступность, ее характер и структуру. В наибольшей степени это положение относится к дефициту кадрового обеспечения борьбы с корыстными преступлениями в сфере экономической деятельности, которые отличаются чрезвычайно сложным механизмом и высоким уровнем латентности;
2. крайне низкий фактический уровень раскрываемости многих видов преступлений в сфере экономики, прежде всего преступлений против собственности, совершаемых путем обмана или злоупотребления доверием, большинства видов преступлений в сфере экономической деятельности и всех видов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, при котором общепредупредительное значение уголовной ответственности в отношении этих преступлений почти утрачивается;
3. отсутствие государственной системы криминологического мониторинга преступлений в сфере экономики и их факторов, как организационно-структурного механизма непрерывного наблюдения, оценки, анализа и прогноза соответствующих явлений;
4. дефицит высокоэффективных (прежде всего компьютерных) технологий расследования новых форм мошенничества, причинения имущественного ущерба- путем обмана или злоупотребления доверием, а также налоговых, таможенных, валютных и кредитных преступлений.
5. функциональные противоречия между различными подразделениями одних и тех же правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с одними и теми же видами преступлений в сфере экономики (например, между подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с организованной преступностью);
6. низкий уровень координации деятельности различных правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;
7. отсутствие высокоэффективного механизма поиска за рубежом (прежде всего в офшорных зонах) и возврата в Россию незаконно удерживаемого или перемещенного имущества.
Технические причины и условия (факторы) корыстной преступности:
1. несовершенство технических средств предупреждения и пресечения преступлений в сфере экономики, связанных с использованием компьютерных средств;
2. недостаточность организационно-технического обеспечения механизма немедленного реагирования на большую часть преступлений в сфере экономики;
3. отсутствие специальной федеральной автоматической базы данных о преступлениях в сфере экономики;
4. низкий уровень информационно-технического обеспечения взаимодействия российских и зарубежных правоохранительных органов в выявлении и расследовании транснациональных преступлений в сфере экономики;
5. низкий уровень использования компьютерных технологий выявления и расследования высоколатентных преступлений в сфере экономики.