Философско-религиозная антитеза романа. Тема гордыни и смирения

Основная идейно-психологическая, религиозно-философская антитеза романа – с одной стороны, идея Раскольникова, его гордыня, безверие, а с другой – вера Сони Мармеладовой, ее христианская любовь. Весь роман – это изображение неправды Раскольникова и правды Сони Мармеладовой. Это первый роман Достоевского после каторги, где писатель начал открытую христианскую проповедь, впервые показал личность Христа.

Суть романа – православное воззрение, смысл которого в том, что счастье покупается страданием.

Произведение посвящено проблеме веры и безверия. В основе романа – проблема возрождения человека. Возродиться человек может только через страдание. Здесь раскрывается христианская точка зрения Достоевского на мир: он прямо заявляет личность Христа и его заповеди. Достоевский не навязывает свои взгляды. Он призывает увидеть, понять путь героя от безверия к вере, от саморазрушения к восстановлению.

19. ПРОБЛЕМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ У Д. («ИДИОТ»)

1868. В романе «Идиот» Д. решил «изобразить положительно прекрасного человека».Многие счит, что князь Мышкин явл воплощением образа Христа.Но Д. не ставил перед собой задачу показать в своем произвед. Очеловеч. Бога, а хотел показ. чел-ка, живущ по христ идеалам самопожертвования. С первых страниц романа автор рисует необыч характер своего героя.Это человек очень открытый, он доверительно всем рассказывает о себе, не реагирует на обиды, пытается доказать, что между людьми разных сословий на самом деле очень много точек соприкосновения. Такое его мироощущение было заложено ещё в детстве. Князь Мышкин наделен «+»чертами (смирение,всепрощение, неизбирательная любовь, жалость к человеку).

Он с детства страдал психическим заболеванием, потом выздоровел. Он ощущал себя между жизнью и смертью.Он считал свою болезнь- духовной смертью, а выздоровление- отменой приговора. Он противостоит всему общ-ву, представленному в романе. Все поклоняются и гонятся за деньгами, а он раздаёт своё наследство своим врагам и обидчикам. У него есть своя идиология- помощь падшим при помощи любви. Именно это он доказывает в маленькой деревушке, показывая, что не надо ненавидеть падшую Мари, а окружить её своей помощью и любовью.Д. постоянно испытывает своего героя, покушаясь то на его любовь, то на его честь.Но князь остаётся верен себе и своим идеалам.Д. в своем произведении пытается показать разрушительную силу людской гордыни.Настасья Филипповна пытается сделать доброе дело, соединив князя и Аглаю. Но в её письмах к Аглаи проявляется эгоизм и жестокость. Она говорит то, что Аглая ангел, но своим счастьем она обязана ей плохой и грязной Настасьи. Тем самым она проявила безмерную гордыню, которая её и погубила.Стоить отметить, что для князя ночь, проведённая над трупом героини стала испытанием.Им овладел душевный мрак.Герой до конца последовал завету Господа- положить свою душу за других». Центр всей бесшабашности,подстрекающей мужское самолюбие,вызывающей целую бурю осуждений со стороны женской половины,является сама жертва зла-НФ.Лучший образ экзальтированной,инфернальной женщины.Жертва столпившихся вокрут поклонников и циников.Трагическая развязка ее жизни неизбежна.Но только для Мышкина очевидна жертвенность ее натуоы,он совершенно не принимает в счет то,что о ней говорят другие.Как защищал Мари,так теперь и НФ.Испорченная жизнь:в начале-Тоцкий,в конце-Рогожин.Мышкин-возможность счастливой жизни, но не получается,т.к. любит ее не любовью,а жалостью,а НФ хочет,чтоб в ней ценили не страдания,а ее самое.Д.вывел в пародийном тоне группу вульгарных прогрессистов во главе с неким Бурдовским.Хочет показат,что направление молодых умов социалистов-радикалов-бесплодное.Сначала шантажировали Мышкина,потом пускались говорить с ним о высоких материях.

Пафос романа:любовь к жизни и людям остаются господствовать.

В романе воплотилась «старинная и любимая» мысль Достоев­ского «изобразить положительно прекрасного человека. Многими своими чертами образ князя Мышкина восходит к тому идеалу личности, который явил собой Христос. В подготовительных материалах к роману писатель прямо называет героя «Князем Христом». Нравственные побуждения, влечения души, поступки князя имеют чувственный источник, и нет ничего ошибочнее, чем припи­сывать Мышкину некий бледный бесплотный альтруизм. Князь, может быть, самый чувственный герой в романе. Дух князя возбужден ощущением красоты и неудержимо влечет­ся к ней во всем. Красота волнует, потрясает, гипнотизирует его; так действует на князя портрет Настасьи Филипповны, таково впечатление, произведенное Аглаей, так воспринимает князь ребенка, произведение искусства, проявления благородства, любви, сострада­ния в человеке. За красотой физической князь ищет красоту душевную, за ней предугадывает и пророчит иные, высшие ступени красоты. Красота переживается князем как мера сущего, из нее он исходит, подчас бессознательно, в своих поступках, в отношениях и суждениях о че­ловеке, во взглядах на жизнь. Но в красоте, по самой природе ее, есть эротическое содержание, и оно, хотя и скрыто, животворит возвышенный идеализм князя. 'Тема красоты - одна из главенствующих в романе. Она раскры­вается и во внешних чертах героев, и во внутреннем мире, противо­стоя безобразному в человеке и в жизни. Князь верит, что «мир спа­сет красота». Князю дано познать красоту высшую, на земле почти невозмож­ную. Это происходит в последние мгновения перед эпилептическими припадками, когда «ощущение жизни, самосознания почти удесяте­рялось» и князю открывалась бесконечная гармония и красота, возникало «неслыханное и негаданное дотоле чувство полноты, меры, примирения и восторженного молитвенного слития с самым высшим синтезом жизни». Сострадая, князь обнимает собою всю безмерность человечес­кой природы, вносит в нее цельность и гармонию. Но всеобъемлю­щая духовная личность Мышкина не вмещается в обыденные формы человеческих отношений, и князь то и дело вступает в проти­воречия с ними, внося дисгармонию в житейскую сферу, В этом противоречии отразился глубокий разлад между идеальными устрем­лениями человека и общественной реальностью. Всеобщий и вечный смысл «положительно прекрасного» начала, которое несет в себе личность князя, подчеркнут символической фигурой «рыцаря бедного», являющегося двойником Мышкина в дальнем плане романа. В этой фигуре скрещивается несколько литературных параллелей, возникающих вокруг героя. Одна из них развернута в сцене, где Аглая читает стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный...». Она так прочитывает и объясняет строки Пушки­на, что намек становится слишком прозрачен: князь и есть совре­менный «рыцарь бедный». Смысл баллады углубляет образ Мышки­на, связывая его с темой возвышенной любви-религии средневековья, рыцарского подвижничества и с тем, как эти темы преломились в сознании русского поэта. С мотивом рыцарского служения красоте соотносится и другая важнейшая в романе параллель. Она возникает, еще когда Аглая случайно вкладывает полученную от князя записку в книгу о Дон Кихоте и сама смеется этому многозначительному совпадению. Пе­ред чтением стихотворения «рыцарь бедный» Мышкин прямо назван Дон Кихотом, «только серьезным, а не комическим». Параллель эта тем важнее, что Достоевский в «великой» и «грустной» книге Сервантеса видел глубочайшую истину из всех когда-либо высказан­ных о человеке. Резкий контраст с личностью князя составляет мир зла, насилия, нравственного и чувственного безобразия. В картине жизни, раз­вертывающейся в романе, явно проступают черты близящегося грозного хаоса, возникает ощущение «последних дней» перед неот­вратимой катастрофой. И венчается эта картина потрясающей фи­нальной сценой, ради которой, по признанию Достоевского, созда­валось произведение. Все напряжение романа, неуклонно возрастав­шее, разрешается в ней трагическим аккордом. Происходящее вокруг Мышкина и с ним самим оправдывает древние пророчества о конце мира. С толкованием этих пророчеств из Апокалипсиса в романе является Лебедев, низкий шут и одновременно — глубокий мысли­тель, чьими устами осуждается современная цивилизация, замутив­шая «источники жизни». С образом Рогожина в этот мир вторгается необузданная сти­хия человеческих чувств в их безудержной мощи и природной нерас­члененности. Рогожин любит Настасью Филипповну со всем неистов­ством своей натуры, но любовь в нем, говорит Мышкин, «от злости не отличишь». Широтою натуры и силой чувства Рогожин — коренной русский тип, но в нем, как и в его сумрачном доме, потемнено и омрачено духовное начало. Образ его в романе окружен и пронизан мотивами тьмы, отсутствия света — физического и идеального. Рогожин утра­тил просветленный взгляд на жизнь, он «пошатнулся» в тех веро­ваниях, которыми живет народ, и мучительно ищет себе нравствен­ных опор. Последняя катастрофа открывает перед ним возможность возрождения. Суровая и сосредоточ.его «задумчивость» на суде, возможно, симптом того, что он когда-нибудь отыщет в своей душе то человечески-прекрасное, к чему взывал в нем князь Мышкин. За разительными контрастами нравст-х позиций, псих-х состояний, идей и хар-ров в романе стоит эпоха 60-х го­дов — эпоха непримиримых противоречий, разобщения, неверия, отрицания — и тем более напряж-х дух-х исканий. Мир не приемлет его: безмерность сострадания, идея спасти и возродить человека любовью нарушают принятый порядок вещей — князь оказывается в глазах окружающих смешным, нелепым, юро­дивым, идиотом. И вместе с тем трагич. финал не означает, что приход князя к людям лишен смысла и нравст-х последствий. С об­разом князя прочно связан важный сквозной мотив романа — мотив детской души и облика ребенка.

Роман «Идиот» (1868) написан за границей.

По первоначальному замыслу, князь Мышкин напоминает самого Раскольникова. Но Достоевский вскоре бросает свой замысел. Князь Мышкин превращается в человека идеального, юродивого и благородного. Главная идея романа – изобразить «положительно прекрасного» человека.

Князь Мышкин назван князем Христом. Литературный прототип – Дон Кихот, а также пушкинский «рыцарь бедный». Складывается синтетический образ главного героя. Основная его черта – невинность, т.е. незнание зла, детское начало.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Смысл заглавия. В мире, развращённом врагом, князь живёт по неким собственным законам, часто резко расходящимся с установлениями окружающих. Собственно, так и должно понимать смысл самого названия романа — "Идиот". В нынешнем обиходе слово это выражает крайнюю степень умственной несостоятельности. Таким и видят часто князя его окружающие: в обычном значении определение "идиот" звучит часто. Христос — для эллинов безумие, но такими же эллинами-язычниками являются по сути и те, кто видит "идиота" в Князе Христе: они поклоняются кумиру ложну, языческому идеалу земных сокровищ, и не могут должно оценить невинную мудрость Мышкина.

Изначально, в древнегреческом языке, слово "идиотис" обозначало частного человека, живущего нормами, могущими отличаться от установлений общества в целом. Эти нормы он мог вырабатывать для себя самостоятельно, не следуя во всём диктату социума. (Для обозначения безумия названное слово употреблялось скорее как эвфемизм, но со временем иносказательный смысл вытеснил в других языках все остальные значения.)

По лекции. Этот роман – новый этап в развитии мировоззрения Достоевского.

Все действующие лица романа потеряли веру. Они противопоставлены князю Мышкину.

Вторая идея романа – пагубность страстей, двойственность страстей (страсть – это чувство, замешанное с грехом).

В центре романа – процесс нравственного разрушения, нравственная антитеза. Здесь противопоставление идеального князя Мышкина всем остальным. Достоевский показывает два ума: главный и неглавный. Князь Мышкин живет главным умом – сердцем.

Достоевский показывает религиозный характер антитезы – кризис безверия. В атеизме суть падения нравов.

Композиционный стержень – князь Мышкин. Все сюжетные линии сходятся к нему. Центральное место занимает картина «Мертвый Христос» в доме Рогожина. Мышкин, увидев эту картину, ужасается: «От этой картины и вера может пропасть».

В романе все померкло из-за силы власти и денег. Обогащение – главная цель всех героев романа.

Мотив корыстолюбия раскрывается в образе Рогожина.

Вся жизнь Рогожина посвящена страсти, любви к Настасье Филипповне. Любовь Рогожина оборачивается стремлением к властвованию.

Ипполит Терентьев близок к образу героя-парадоксалиста. Он – носитель вселенского бунта. Бунтует он даже против самих законов природы.

Структура «темного мира» имеет двойственный характер: Петербург 60-х гг. 19 в. и семейства Епанчиных, Иволгиных, Лебедевых.

Тема апокалепсиса – гибели мира, зараженного безверия и бесовщиной.

Образ Мышкина эмпиричен: это человек, чужой на родине, тип мечтателя, человек, оторванный от жизни. Он чувствует себя беспомощным, ненужным. Тема отчужденности и социальной утопичности подчеркивается Достоевским. Мышкин жаждет исцеления, возвращается в Россию с великой миссией: узнать свою родину, понять народ русский и русскую веру. За 6 месяцев Мышкин меняется, он понимает душу русского народа. Мышкин хочет стать проповедником христианской веры. Он превращается в русского православного миссионера.

Тревога за русское дворянство звучит в речи Мышкина, образ которого – художественный автопортрет самого Достоевского.

Духовный облик Мышкина: в «темный мир» приходит человек не от мира сего. Его любят и ненавидят одновременно. Он хочет отдать свою душу за ближнего. Мышкин считает себя ниже других, поэтому постоянно самоумаляется. Его миссия – сорвать с каждого человека его грубую маску и увидеть в нем образ божий; разбудить его лучшие качества, увидеть в нем человека, внутреннюю сущность.

В каждом человеке Мышкин пытается спасти живую душу, открыть милосердие и доброту, которые есть в глубине души у каждого человека.

Образ князя Мышкина был задуман как воплощение личности Христа. Но Христос - богочеловек, а Мышкин не удержался на этой высоте.

Мышкин выдумал свою любовь к Настасье Филипповне. Он не любил всех, как Христос.

Невозможно черты богочеловека привнести в образ обычного человека, греховного. Достоевский писал роман о человеке идеальном, но не о богочеловеке.

Все-таки, хотя Мышкин погибает, его лучшие качества остаются в сердцах людей, которые его окружали.

Мир не приемлет его: безмерность сострадания, идея спасти и возродить человека любовью нарушают принятый порядок вещей – князь оказывается в глазах окружающих юродивым. Утопизм позиции Мышкина очевиден и не скрывается писателем. Крах князя – неотвратим – и это составляет главный трагедийный сюжет романа, завершающийся сильнейшей развязкой.

Изобразив в “Идиоте” нравственный абсолют и идеал, Достоевский переходит в “Братьях Карамазовых” к изображению противоположных полюсов человеческой натуры.

Роман не кончается сценой в доме Рогожина; он кончается словами генеральши Епанчиной: «Все мы за границей одна фантазия».

Образ «положительно прекрасного» человека остался в «Идиоте» невоплощенным, но он развился в следующих романах Достоевского.

20. Основа сюжета Идиота и образ Н.Ф.

Один из лучших и сильнейших женских образов у До­стоевского - образ Настасьи Филипповны.

Героиня несет в жизнь удивительную природную красо­ту, которая неодолимо влечет людей и подвигает на необы­чайные поступки. «Такая красота - сила, - говорит пора­женная Аделаида, - с этакою красотою можно мир пере­вернуть».

Мир в самом деле «перевернут» Настасьей Филипповной и беспощадно обнажен в своей сущности. В отношении к красоте раскрывается весь нравственный упадок, духовное безобразие современного общества. Красоту стремятся пре­вратить в вещь Тоцкие и Епанчины, сделать ступенью к успеху Иволгины, овладеть как собственностью Рогожины.

Настасья Филипповна оскорблена не одним Тоцким, ­она оскорблена действительностью, которая не способ наценить красоту, понимать ее вечный возвышенный смысл.

Дост6евский гениально перевел трагедию современного человека, поправшего красоту, на язык трагической судьбы своей героини - прекрасной женщины стыдливой, неж­ной и,доверчивой» душой, испытавшей унижения и обре­ченной на гибель. «Надрыв» Настасьи Филипповны, воспа­ленная гордость, отвергающая попытки пожалеть ее как жертву развратника, и желание, точно из мщения всем, до­казать свою порочность, и рядом С этим – мучительное сознание позора - все это составляет исключительный по своей психологической остроте и напряженности образ. Писатель с пронзительной экспрессией рисует душевную агонию Настасьи Филипповны, сознательно идущей к своей гибели: «Я уже почти не существую и знаю это», - пишет она Аглае. Роман наполнен предчувствием ее смерти, и это придает ему скорбное и высоко-трагическое звучание.

В безмерном страдании Настасьи Филипповны симво­лически преломилась бесконечность вины, громадность гре­ха людей, оскверняющих и губящих прекрасное в человеке. Князь искупает эту всеобщую вину подвигом самоотреченной любви, отдает всего себя и уходит из человеческого мира

Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию — “теорию Бога”. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним.

25-31. Братья Карамазовы. смысл, значение, комп. роль Легенды об инквизиторе. проблематика и основные идеи. крах философии ивана карамазова, образ алеши, его значение для понимания романа. женские образы. сюжетная линия и идейный смысл образа старца зосимы. смысл эпиграфа к роману. традиции фольклора и д/р. литры.

Ему, Дмитрию, случалось погружаться в самый глубокий позор разврата, но в этом-то позоре он начинает чувствовать связь с Богом, ощущать великую радость жизни. Он, Дмитрий, сладострастное насекомое, как и все Карамазовы, а сладострастие — буря, большие бури. В нем живет идеал Мадонны, как и идеал содомский. Красота — страшная вещь, говорит Дмитрий, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.

Изобразив в “Идиоте” нравственный абсолют и идеал, Достоевский переходит в “Братьях Карамазовых” к изображению противоположных полюсов человеческой натуры.

Достоевский признает крах гуманизма (любви к человеку без любви Богу). Он понимает, что любовь к людям не может быть без любви к Христу. Всечеловеческое братство возможно только на христианской основе.

Гуманизм 19 в. Достоевский считает оторвавшимся от христианской веры и говорит, что такой гуманизм приводит к истреблению людей.

Гуманизм воспевает Иван Карамазов. Ему противостоит Алеша («положительно прекрасный» человек). За Иваном Карамазовым стоит черт, его кошмар, Великий Инквизитор, а за Алешей Карамазовым – старец Зосима.

Братья Карамазовы» - синтез всего написанного Достоевским. В романе раскрывается три аспекта личности Достоевского: Дмитрий (путь Достоевского до каторги), Иван (увлечение идеями петрашевцев) и Алеша (духовный путь после каторги). Здесь показаны и три пути развития России.

Достоевский не закончил роман. Он описал только юность Алеши, написав первый роман, но не успел написать второй роман, как задумал.

Чувство – Дмитрий.

Разум – Иван.

Любовь – Алеша.

Три брата в их единстве – главный герой романа. Все братья виновны в смерти отца (Иван – подстрекатель, Дмитрий – исполнитель, Алеша – пассивный наблюдатель). Но все они очищаются духовно и начинают жить заново.

Алеша обрисован плохо, потому что его образ должен был развиться во втором романе. Образом Алеши не определяется сюжет романа. Этот образ более земной, более реальный. Алеша не мистик, а реалист. Это антипод Ивана. Он достиг возрождения. Алеша – совесть героев романа. Он чист сердцем. Чистота сердца дает ему крепкую веру. Он любит людей, потому что они люди. В его душе нет себялюбия и гордости, поэтому он – воплощение христианского смирения. У него деятельный характер любви. Все покорены Алешей. Он испытывает то же искушение, что и его братья. Алеша всегда был под покровом Богородицы.

Достоевский показывает новый тип христианской духовности – монашеское служение в миру. Алеша проходит через монашеские испытания.

Алеша тоже наделен «карамазовщиной». Он поверил в то, что Зосима не святой. Проявляется тихий бунт Алеши. Увидев сострадание Грушеньки, Алеша понимает, что виноват.

Личная любовь к одному становится любовью ко всем. Здесь звучит вера Достоевского в то, что все люди объединятся любовью друг к другу.

Философская проблематика и социально-утопические тенденции романа «Братья Карамазовы». Алеша Карамазов и замысел продолжения романа.

Послед.и высочайшая вершина творчества Д. – роман «БК», над которым писатель работал в 1878-1880. Роман связан с давним замыслом «Жития великого грешника», и перед его центральным героем — Алешей — также открывался путь испытаний, который должен был привести к выстраданному праведничеству в конце эпопеи. В таком состоянии предстает жизнь в «Братьях Карамазовых». Плотские инстинкты, цинизм и юродство Федора Павловича, карамазовский «безудерж» Митеньки, идеологический бунт Ивана, «ин­фернальная» красота Грушеньки — все вышло из обыкновенных гра­ниц, драм-ки напряглось, обнажая в себе возмож-ть и необ­ходимость возмездия за грех, очищающего страдания, веры в разум­ность бытия. Но чтобы возможность лучшего осущ-сь, наличная дейст­вительность должна исчерпаться до конца, отдать всю себя новой стадии развития. Эту диалектику в романе формулирует и подчер­кивает эпиграф — одна из глубочайших евангельских метафор, свя­зывающая в бытийное целое разложение, смерть с зачатием новой жизни и будущими плодами ее. Без разложения и умирания «кара­мазовщины» не высвободятся ее собственные могучие силы, не пойдут в рост, не принесут плодов добра и истины. Рисуя картину современного разложения, Достоевский достигает в своей манере предельной выразительности, создавая сильные коло­ристические эффекты. В общую мрачную атмосферу (столь же сгу­щенную, как и в «Бесах») он вводит зловеще яркие краски порока и преступления, распределяет свет и тень по принципу резкой конт­растности. Такое художественное освещение нужно ему затем, чтобы рельеф­нее выступил психологический рисунок каждого образа в мель­чайших его изгибах и оттенках и одновременно — чтобы рядом с вершинами духа темнее и таинственнее зияли бездны человеческой природы. Общий для всех романов писателя, этот прием особенно значим в «Братьях Карамазовых». За литературными приемами, за психологическими гротесками Карамазовых» стоят подлинные факты эпохи, отмеченной вырож­дением дворянства, моральной деградацией личности, эпидемией уго­ловных преступлений и самоубийств, небывалым идейным разбродом. Все эти тенденции сфокусированы в образе Федора Павловича Карамазова. Он олицетворяет источник всяческого растления и вместе с тем — погибель зараженного безверием и развратом со­ц-го организма. Чувственная разнузд-ть вместе с циническим умом побуждают героя совершить насилие над городской юродивой Лизаветой Смердящей — и этот эпизод приоб­ретает символическое значение как в отношении Карамазова-отца, так и в структуре всего романа. Кощунством над природой, над душой, над юродивой, «божьим человеком», Федор Павлович покушается на изначальные основы, подрывает корни родового древа человеческого. Он — носитель той тенденции развития, которая ведет к самоистреблению. И рожденный от него Лизаветой сын — Смердяков — существо вполне выморочное, лишенное сокровенного человеческого содер­жания и в чувственной, и в нравственной, и в умственной сфере. Смердяков убивает породившего его Карамазова-отца: круг раз­ложения, таким образом, замкнулся. Но образ Смердякова этим в романе не исчерпывается. В нем Достоевский пророчески указывает на множащуюся породу «выморочных» людей, оторв-х от нац-х и общечел-х корней, лишенных уже не только веры, убеждений, сердечных привязанностей, но и самой способности и потребности их иметь. Смердяковы примут и исполнят любые идеи и лозунги, дающие ход их низкой и злой натуре, они станут «пере­довым мясом» (как называет его Иван) во всяком деле обществен­ной смуты и разрушения, предпринятом каким-нибудь очередным Верховенским. В старшем сыне, Дмитрии, дух и плоть безудержно устремлены к красоте — к венцу и главной тайне мироздания. Но красота здесь, в отличие от «Идиота», предстает героям глубоко двойственным явлением. И Дмитрий поражен этой двойственностью и переживает ее как внутренний разлом, как мучительный душевный «надрыв». Его жизнь — метание между двумя идеалами и наконец выбор одного, обретение «нравственного центра», без которого могучие сти­хии жизни превращаются в карамазовщину.Кульминация романа, кульминация философских и художественных исканий самого Достоевского в той критической точке диалога между братьями, достигающей высшего напряжения. Эмо­циональные и идейные мотивы его творчества связаны здесь в дра­матичнейший узел. Он помещен в пятой книге романа, архитектонически самой от­ветственной: уже назрели все конфликты, выяснились хар-ры, выступили на сцену главные силы и в остающихся семи книгах открывается простор для жизн-х исходов и великих идейных ре­шений. Замечательно и то, что диалог братьев в этой книге предва­ряется и заключается их встречей со Смердяковым — тот словно подстерегает Ивана и ждет от него ответа на роковой вопрос. От этой точки братья расходятся в разные стороны, но чем противоположнее их нравственно-философские позиции, тем нужнее они друг другу,— это подчерк.писатель дальнейшим развитием сю­жета романа. Главные перспективы жизни в романе связываются, конечно, с Алешей, в котором все языческие, «земляные» стихии карамазовской породы преображаются под влиянием его духовного отца, стар­ца Зосимы, в могучую жизнеустрояющую силу. Таким «устроителем» душ и дел людских выступает Алеша между героями романа — при всей внешней бесплодности его усилий. Но достаточно уже одного того, что именно Алеша возвращает Ивану его истинную человеческую сущность. «Раннему человеколюбцу», Алеше предстоит не теоретически, а практически доказать, что идеал высшей гармонии не противостоит природе человека и возможен в мире. Затем его и посылает в мир Зосима. Однако, чтобы доказать это (а только беспрестанно доказывая это, человек живет по-настоящему), необходимы трагические опыты и Митиного «горячего сердца», и исполненного сомнений Иванова ума.

«Братья Карамазовы» - итог творчества Достоевского. История создания. Символический смысл заглавия. Жанр. Проблематика. Философский, социальный и эстетический смысл понятия «карамазовщина».

«Братья Карамазовы» (1878 - 1880). После публикации «Подростка» (1875) Достоевский решается издавать журнал «Дневник писателя» в газете Мещерского «Гражданин». В 1876 – 1877 гг. выпускает книжки этого журнала, где он хотел говорить обо всем в форме дневника. В журнале было два направления: публицистическое и художественное. Закладывается идеологическая основа «Братьев Карамазовых».

Достоевский признает крах гуманизма (любви к человеку без любви Богу). Он понимает, что любовь к людям не может быть без любви к Христу. Всечеловеческое братство возможно только на христианской основе.

На написание романа оказали влияние два философа: В.С. Соловьев и Н.Ф. Федоров. Большое значение имела поездка Достоевского в Оптину пустынь. В мае 1873 г. умирает любимый сын Достоевского Алеша. Он едет в пустынь за утешением и возвращается утешенным.

Любовь – Алеша.

В центре фабулы – Дмитрий (внешнее содержание романа). С двух сторон Дмитрия – Иван и Алеша. Алеша тоже подвержен «карамазовской» стихии. Смердяков, внебрачный сын Федора Павловича, убивает отца.

Путь Ивана – путь очищения, а затем путь смирения (путь Алеши).

Главная мысль романа: кто ближе всех к отцу, тот больше повинен в грехе отцеубийства.

По мнению Достоевского, свержение старого – то же самое отцеубийство.

Ядро нигилизма в романе – поэма «Великий Инквизитор».

Все братья противопоставлены отцу. История карамазовского семейства – религиозно-философская основа романа.

Это самое острое воплощение проблемы отцов и детей во всей русской литературе.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Семейная хроника "Братья Карамазовы" (1878—1880), грандиозное художественное полотно, завершившее творчество движение Достоевского, более иных созданий его сопрягается именно с идеей случайности семейных связей, с трагедией распадения того единства, на каком только и может держаться цельность общественного бытия.

Это не могло не тревожить Достоевского особенно: там, где разрушается малая Церковь, семья, там рождается угроза соборному единству Церкви Христовой. Ибо непрочность семьи едва ли не всегда обусловлена разрушением идеи отцовства. "Атеистическая революция неизбежно совершает отцеубийство, — писал Бердяев, осмысляя идею Карамазовых, — она отрицает отечество, порывает связь сына с отцом".

Идея отцовства расшатывалась с двух концов: от недостоинства отцовского и от сыновнего рационального прагматизма.

Разумеется, внешние силы много потрудились над разрушением идеи семьи (революционеры включили это в свою программу). Но бесы успешно действуют лишь там, где оскудевает сила веры. Главная причина торжества духа разрушения — в начинающемся внутреннем распаде апостасийного мира. Вот боль Достоевского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: