Операционная стратегия (Operations Strategy) – это разработка общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии.
Эффективность и рациональность операционного менеджмента целиком и полностью зависят от выбора операционной стратегии. Если операционная функция не имеет четких и согласованных достижимых целей, то вскоре она перестанет оправдывать свои ожидания. Стратегия предприятия определяет его способность конкурировать или, в случае некоммерческой деятельности, служить поставленным целям
Если стратегия организации определяет основные направления ее деятельности и охватывает всю организацию в целом, то производственная стратегия относится прежде всего к производственному аспекту деятельности, к продуктам, процессам и методам производства, качеству продукта/услуги, срокам изготовления и графикам работ.
Производственная стратегия – это часть общей стратегии, направленная на производственную деятельность организации.
|
|
Разработка и ключевые элементы операционной стратегии Сегодня одной из лучших моделей создания операционной стратегии можно считать пятиступенчатую модель Хилла:
• этап 1 – определение корпоративных целей;
Стоит отметить, для того чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, необходимо обеспечить ее четкое взаимодействие с бизнес-стратегией, т.е. эти две стратегии не должны разрабатываться изолированно друг от друга, а наоборот, стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и, по возможности, устраняя последние. Производственная стратегия должна быть согласована с общей и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям организации.
• этап 2 – определение маркетинговой стратегии для достижения целей;
Также важно, чтобы функциональные стратегии (к примеру, производственная и маркетинговая) не конфликтовали, а дополняли и поддерживали друг друга. Необходимо сфокусировать энергию функциональных служб организации на достижении единой цели, направленной на создание более конкурентоспособной организации.
• этап 3 – анализ возможностей получения заказов по товарам/услугам по сравнению с конкурентами;
Стратегия производства поддерживает стратегию организации таким образом, чтобы в центре внимания находилась задача, формируемая с учетом потребности клиента.
• этап 4 – разработка наиболее подходящих процессов для производства товаров/услуг и выбор оптимальных процессов;
• этап 5 – определение инфраструктуры для поддержки выбранных операционных процессов.
|
|
Первые три этапа можно отнести к предварительной фазе, т.к. они не являются частью практического внедрения операционной стратегии. На данных этапах производится сбор и ознакомление с информацией, необходимой для создания нового процесса или описания существующего, а также для выявления недостатков в применении данной операционной стратегии для конкретного предприятия и самого процесса, в общем. Важным элементом данного этапа является изучение конкурентов, а также их методов операционной стратегии (посредством, бенчмаркетинга).
Метод профилирования вводится для беспрерывного контроля изменений, позволяет оценивать и измерять производительность.
Содержит в себе следующие разделы:
• Сбор статистических данных о работе
• Сбор детализированной информации о времени работы каждого этапа процесса. Используется для производительности операций ввода/вывода.
• Сбор данных о действиях конкурентов