Использется таблица с карточками цифр и позиционный абак (9 спиц). Изучение до 1 млн.
Класс млн | Класс тысяч | Класс единиц | ||||||
сот | дес | ед | сот | дес | ед | сот | дес | ед |
Вспомить свойства позиционной системы счисления:
1. Значение цифры в числе определяется ее местом в этом числе
2. Название числа, обозначение одной, 2-мя, 3-мя цифрами, образование по определенному правилу
3. прибавление к 9 ед еще одной ед данного разряда дает ед следующего, более старшего разряда
При изучении 2 этапа. Сначала называется и записывается многозначное число, не имеющее ед в разряде класса единиц (т.е. число, оканчивающееся тремя 0)
Первое число класса тысяч образуется в результате счета тысячами (1 тыс, 2 тыс..)и заполняется спица тысяч абака. 10 косточек на спице тысяч заменяется более старшим разрядом- 10 тыс.
Далее счет—десятками тысяч: 10 тыс, 20 тыс.. 100 тыс. 10 косточек заменяются одной на спице сотен тысяч.
Далее счет сотнями тысяч—10 косточек заменяются одной - млн. Так происходит знакомство с новым разрядом.: ед тыс, дес тыс, сот тыс.
Далее учатся называть числа вида 11 тыс, 24 тыс, 343 тыс.
Упр: - на спицах ед, дес.,сот тыс нанизаны 3, 4, 7 косточек. Какое число изображено? (743)
- показать на абаке число 763
Обратить внимание:
1) на сходство в образовании названий чисел 1 и 2 класса: название такое же, но + слово «тыс»
2)на различии между одноименными разрядами классов ед и тыс: на абаке 120 тыс и 120 (сходство—одинаковое количество косточек, различие —2 означает для 120—количество дес, а 120 тыс — количество дес. тыс.)
Далее учащиеся записывают многозначные числа, оканчивающиеся тремя 0. На абаке 3 тыс, в младшем разряде отсутствуют косточки — это значит, чтов этих разрядах 0 ед. Обозначение этих чисел цифрами. В связи с использованием вводится понятие «класс».
Рассмотреть сходство и различия в значении разрядов разных классов. После заполнение абака—запись числа. Для удобства записи многозного числа между группами цифр разных классов оставляется промежуток. Основное средство наглядности —нумерационная таблица.
С нумерацией остальны многозначных чисел можно ознакомится в процессе прибавления к многозначным числам, оканчивающихся 0, числа 1 класса. (На абаке 215000+315). Учащиеся учатся называть: сначала называют число ед 2 класса, а затем 1 класса).
Сумма разрядных слагаемых: умеют представлять трехзначное число, аналогичным. Помогают и упр с именованием числа: Сколько км составл. 3572м? Сколько кг в 12 170г?
*326—2 дес в разр, 32 дес всего, т.е. 3 с =30 дес да еще 2 дес.